Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!
Самодисциплина

1

Самодисциплина

«Я только отвернусь, а он уже нашалил! Говоришь ему, говоришь, что так нельзя и все без толку!» - очень  часто можно услышать от родителей подобные жалобы на ребенка. Взрослые ждут от детей  того, чтобы они слушались и не делали того, что запрещено. Такие ожидания практически всегда заканчиваются разочарованием. Как бы ни старались родители объяснить, почему нельзя, что будет потом и так далее, дети  все равно нарушают запреты. Почему же так происходит? И есть ли какой-то способ объяснить так, чтобы ребенок понял и не нарушал?

На самом деле, такого способа нет. То есть, объяснять-то, конечно, можно и нужно. Но это лишь «задел» на будущее, на возраст гораздо более старший, чем  даже младший школьник. Пока ребенок мал, искушение сделать желаемое гораздо сильнее запрета. Отсроченные последствия наступят потом, а хочется прямо сейчас и это очень сильное желание. Волевые качества ребенка дошкольника и самоконтроль еще не в той степени зрелости, чтобы контролировать сильные желания. И это возрастная норма развития.

Способность себя контролировать созревает постепенно. Очень наглядно можно проследить, как дети дошкольного возраста  пытаются себя контролировать, но у них все равно ничего не выходит в популярном эксперименте с зефиром (в интернете есть видеоролик.) Перед детьми разного возраста ставят блюдечко с зефиром и просят их подождать некоторое время, не есть зефир.  В награду обещают принести еще один очень скоро. Взрослый уходит и малыша снимает скрытая камера. Совсем маленькие послушно кивают головой, но сразу, как только взрослый покидает помещение, зефир съедают. Это говорит о том, что возможности пересилить себя  - почти нет.

Дети постарше держаться дольше. Пытаясь справиться с искушением, они трогают зефир, закрывают руками рот, пристально смотрят на него и т.п. Но в результате, все равно, искушение побеждает. Ребенку трудно отказать себе в удовольствии сейчас, ради того, что будет потом. Даже, если потом будет в два раза лучше, чем сейчас.

В эксперименте ребенка ждет награда за терпение, не наказание. По сути это очень гуманный эксперимент.   В жизни ребенка за непослушание, чаще всего, ждет наказание или строгий выговор. Помогает ли справиться с искушением и проконтролировать себя страх наказания?

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ...


Возврат к списку


Яндекс.Метрика