«Я только отвернусь, а он уже нашалил! Говоришь ему, говоришь, что так нельзя и все без толку!» - очень часто можно услышать от родителей подобные жалобы на ребенка. Взрослые ждут от детей того, чтобы они слушались и не делали того, что запрещено. Такие ожидания практически всегда заканчиваются разочарованием. Как бы ни старались родители объяснить, почему нельзя, что будет потом и так далее, дети все равно нарушают запреты. Почему же так происходит? И есть ли какой-то способ объяснить так, чтобы ребенок понял и не нарушал?
На самом деле, такого способа нет. То есть, объяснять-то, конечно, можно и нужно. Но это лишь «задел» на будущее, на возраст гораздо более старший, чем даже младший школьник. Пока ребенок мал, искушение сделать желаемое гораздо сильнее запрета. Отсроченные последствия наступят потом, а хочется прямо сейчас и это очень сильное желание. Волевые качества ребенка дошкольника и самоконтроль еще не в той степени зрелости, чтобы контролировать сильные желания. И это возрастная норма развития.
Способность себя контролировать созревает постепенно. Очень наглядно можно проследить, как дети дошкольного возраста пытаются себя контролировать, но у них все равно ничего не выходит в популярном эксперименте с зефиром (в интернете есть видеоролик.) Перед детьми разного возраста ставят блюдечко с зефиром и просят их подождать некоторое время, не есть зефир. В награду обещают принести еще один очень скоро. Взрослый уходит и малыша снимает скрытая камера. Совсем маленькие послушно кивают головой, но сразу, как только взрослый покидает помещение, зефир съедают. Это говорит о том, что возможности пересилить себя - почти нет.
Дети постарше держаться дольше. Пытаясь справиться с искушением, они трогают зефир, закрывают руками рот, пристально смотрят на него и т.п. Но в результате, все равно, искушение побеждает. Ребенку трудно отказать себе в удовольствии сейчас, ради того, что будет потом. Даже, если потом будет в два раза лучше, чем сейчас.
В эксперименте ребенка ждет награда за терпение, не наказание. По сути это очень гуманный эксперимент. В жизни ребенка за непослушание, чаще всего, ждет наказание или строгий выговор. Помогает ли справиться с искушением и проконтролировать себя страх наказания?
Тоже не помогает. На это и жалуются родители. Ребенок, которому очень хочется конфет, скорее всего до них доберется, если знает, где он их может достать. Не едят конфеты, лежащие в свободном доступе те дети, которые к ним равнодушны. У детей просто нет желания их есть. Такое бывает. У всех вкусы разные. Это не результат какого-то особого воспитания.
Именно потому, что с некоторыми желаниями очень трудно справиться (даже если ребенок уже подрос и имеет хотя бы намерение слушаться) и рекомендуется не оставлять малыша без присмотра взрослого. Самостоятельный контроль сильных желаний - практически не выполнимая для ребенка задача. Все опасные и вредные вещи родителям лучше всего спрятать так, чтобы ребенок не смог их достать. Надеяться на то, что он сможет себя преодолеть - бессмысленно.
Еще одним очень сильным чувством, с которым детям трудно справиться, является ревность. Она есть между детьми всегда, в той или иной степени. Даже если старший ребенок целует и обнимает маленького и, в целом, хорошо к нему относиться бывает, что на него «находит». Порой, даже трудно сказать, что именно спровоцировало агрессивный выпад: укус, удар или толкание маленького. Старший, в такие моменты, и сам может испугаться: сильное чувство у себя внутри и то, что в результате младший так сильно плачет, а мама ругается… Если вы заметили, что вашему старшему ребенку трудно, и на него вот так бывает «находит», то самым оптимальным выходом будет - не оставлять детей наедине, занимать старшего, присматривать за ним, останавливать и помогать ему проявить чувства по-другому. Сам он еще не может с собой справиться даже при всей своей любви к малышу.
По мере роста ребенка наблюдайте за тем, с чем он уже может справляться, а с чем еще нет. Например, трехлетний малыш уже может сидеть в очереди, если вы ему читаете книжку или играете с ним, а с полуторагодовалым скорее всего, придется ходить по помещению - он еще не может сидеть на месте долго. Помните и про особенности именно вашего ребенка – активный, подвижный ребенок и в три года, возможно, не сможет сидеть долго и придется и с ним куда-то пройтись, размяться.
Очень во многом, пока ребенок растет, взрослому нужно «подставлять ему плечо», если дело касается не очень интересных, но необходимых дел. Многое можно научить делать ребенка самостоятельно, но не нужно оставлять то, что происходит без контроля и поощрения. Обязательно покажите, что вы заметили и вам нравится, как он сам чистит зубы, причесывается, надевает штанишки.
Таким образом, дисциплина и самоконтроль у маленьких детей нуждается в большой поддержке со стороны взрослого. Волевые качества созревают у ребенка окончательно ближе к подростковому возрасту, а до тех пор ребенок нуждается в контроле и присмотре, чтобы «хорошо себя вести».