
Доказано, даже если воспитывать детей одинаково, в одинаковой среде, они ведут себя по-разному. Одни дети спокойны, но реагируют на любое событие достаточно сильно; другие равнодушны, безразличны; третьи самостоятельны, но несдержанны, раздражительны; четвертые нерешительны, не уверены в себе. Тип нервной деятельности (или, иначе, темперамент) — явление врожденное, и начинает отчетливо проявляться в раннем детстве. Известный физиолог И. П. Павлов назвал главными свойствами нервной системы силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов. В зависимости от степени их выраженности различают четыре основных типа высшей нервной деятельности, определяющие темперамент.
Первый тип (сангвинический) — сильный, уравновешенный, подвижный. Дети-сангвиники жизнерадостные, живые, но спокойные; общительны, легко вступают в контакт; быстро засыпают, хорошо встают после сна; спокойно воспринимают просьбы и замечания взрослых; довольно рано начинают говорить. Как правило, такие дети хорошо физически развиты, любят физические упражнения, понимают и выполняют команды.
Второй тип (холерический) — сильный, неуравновешенный, подвижный, повышенно возбудимый. Дети-холерики непоседливы, вспыльчивы, драчливы; их движения чаще стремительны, энергичны, резки. Они часто беспокойны, очень сильно воспринимают все события; эмоционально лабильны, то есть настроение у них может меняться от незначительных причин; весьма обидчивы, нередко вступают в конфликтные ситуации с другими детьми и взрослыми. Если родители пытаются их как-то наказать за неумение себя сдерживать, у них может выработаться агрессивность, постоянная готовность к самозащите. Дети-холерики засыпают с трудом, хотя спят спокойно, встают без затруднений.
Третий тип (флегматический) — сильный, инертный, оптимально возбудимый, уравновешенно медлительный. Дети-флегматики невозмутимы, мало эмоциональны, спокойны. Им свойственны замедленное, но сильно реагирование, медленное, но прочное запоминание. Эти дети любят спокойные игры, вдумчивы, сосредоточенно подходят к решению задач. Физически они бывают не слишком развиты, так как не любят подвижные игры и упражнения, но от природы имеют хорошее телосложение.
Четвертый (меланхолический) тип — слабый, неуравновешенный, легко возбудимый, при этом быстро истощающийся. Эти дети не способны сосредоточиться на выполнении какой-то задачи длительное время, обладают слабой памятью, эмоционально лабильны. Они с трудом вступают в контакт со сверстниками, не уверены в себе и нуждаются в поддержке. У них много страхов, они с трудом засыпают и плохо просыпаются.
Родителям следует учитывать различие типов высшей нервной деятельности при воспитании ребенка, особенно в период становления его характера. При этом необходимо развивать благоприятные особенности темперамента и корректировать неблагоприятные черты.
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? РАССКАЖЕТ ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ НА САЙТЕ.