Темперамент и его влияние на воспитание ребенка

Доказано, даже если воспитывать детей одинаково, в одинаковой среде, они ведут себя по-разному. Одни дети спокойны, но реагируют на любое событие достаточно сильно; другие равнодушны, безразличны; третьи самостоятельны, но несдержанны, раздражительны; четвертые нерешительны, не уверены в себе. Тип нервной деятельности (или, иначе, темперамент) — явление врожденное, и начинает отчетливо проявляться в раннем детстве. Известный физиолог И. П. Павлов назвал главными свойствами нервной системы силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов. В зависимости от степени их выраженности различают четыре основных типа высшей нервной деятельности, определяющие темперамент.

Первый тип (сангвинический) — сильный, уравновешенный, подвижный. Дети-сангвиники жизнерадостные, живые, но спокойные; общительны, легко вступают в контакт; быстро засыпают, хорошо встают после сна; спокойно воспринимают просьбы и замечания взрослых; довольно рано начинают говорить. Как правило, такие дети хорошо физически развиты, любят физические упражнения, понимают и выполняют команды.

Второй тип (холерический) — сильный, неуравновешенный, подвижный, повышенно возбудимый. Дети-холерики непоседливы, вспыльчивы, драчливы; их движения чаще стремительны, энергичны, резки. Они часто беспокойны, очень сильно воспринимают все события; эмоционально лабильны, то есть настроение у них может меняться от незначительных причин; весьма обидчивы, нередко вступают в конфликтные ситуации с другими детьми и взрослыми. Если родители пытаются их как-то наказать за неумение себя сдерживать, у них может выработаться агрессивность, постоянная готовность к самозащите. Дети-холерики засыпают с трудом, хотя спят спокойно, встают без затруднений.

Третий тип (флегматический) — сильный, инертный, оптимально возбудимый, уравновешенно медлительный. Дети-флегматики невозмутимы, мало эмоциональны, спокойны. Им свойственны замедленное, но сильно реагирование, медленное, но прочное запоминание. Эти дети любят спокойные игры, вдумчивы, сосредоточенно подходят к решению задач. Физически они бывают не слишком развиты, так как не любят подвижные игры и упражнения, но от природы имеют хорошее телосложение.

Четвертый (меланхолический) тип — слабый, неуравновешенный, легко возбудимый, при этом быстро истощающийся. Эти дети не способны сосредоточиться на выполнении какой-то задачи длительное время, обладают слабой памятью, эмоционально лабильны. Они с трудом вступают в контакт со сверстниками, не уверены в себе и нуждаются в поддержке. У них много страхов, они с трудом засыпают и плохо просыпаются.

Родителям следует учитывать различие типов высшей нервной деятельности при воспитании ребенка, особенно в период становления его характера. При этом необходимо развивать благоприятные особенности темперамента и корректировать неблагоприятные черты.

Казалось бы, дети с сангвиническим темпераментом легковоспитуемы. Но нужно учитывать, что у детей-сангвиников много интересов; если они увлекутся игрой со сверстниками, то их бывает трудно переключить на выполнение какой-нибудь конкретной задачи, что может выглядеть как непослушание. Поскольку нервная система у сангвиников устойчива и их трудно ввергнуть в состояние стресса, при помощи определенных воспитательных мероприятий все же можно побудить заигравшегося ребенка выполнить конкретное поручение.

Дети холерического типа вспыльчивы, несдержанны, часто теряют контроль над собой. Из-за своего темперамента у них могут быть проблемы в отношениях со сверстниками и взрослыми. С детьми-холериками нужно много разговаривать, объяснять им правила общения, приводить положительные примеры. Как правило, это дети тонко чувствующие, обладают острым умом и цепкой памятью, хотя и могут впоследствии забывать информацию. Их нужно обязательно занимать конкретным делом с понятным результатом. Это могут быть трудовые поручения, работа по дому, помощь родителям. Холерики чутко реагируют на похвалу. Апеллируя к желанию ребенка-холерика быть хорошим, можно воспитать в нем такие необходимые качества, как: усидчивость, стремление все доводить до конца, собранность. Но важно помнить, что психика у таких детей неустойчивая, они подвержены стрессу, поэтому не стоит давить на них.

У флегматиков надо стараться вырабатывать способность быстрее переключаться с одного вида деятельности на другой: если их не взбадривать, то они будут выполнять лишь привычные действия, от всего нового будут отказываться. Таким детям просто необходимо заниматься физическими упражнениями, осваивать командные виды спорта.

Дети со слабым типом нервной деятельности — меланхолики — будут нуждаться в особой теплоте в отношениях, помощи и поощрении. У них может развиваться опасная замкнутость, отчужденность, чрезвычайная ранимость. В некоторых случаях им даже может понадобиться помощь клинического психолога. Необходимо также помнить о возможности развития невроза у таких детей, поскольку их нервная система чутко реагирует на малейшие импульсы, они очень эмоционально лабильны и чрезвычайно подвержены стрессу. При малейших признаках невроза у ребенка-меланхолика (утомляемость, беспокойный сон, снижение аппетита, сведение контактов к минимуму) родители должны показать его к специалисту.

Родителям вполне по силам должным воспитанием существенно сгладить нежелательные особенности темперамента ребенка.

Ключевые слова:развитие личности, характер, навыки общения, воспитание
Копирование материала разрешается только с указанием источника:
Дар детям - практический ресурс о здоровье и развитии детей mywebs.su

Комментарии

Нет комментариев
добавить комментарий:
 

Введите цифры, которые видите на рисунке


Рекомендуем почитать

Ребенок закатывает истерики. Как себя вести?

В жизни каждого ребенка наступает этап, когда он начинает проверять родителей на прочность и пытается перейти границы дозволенного. Если что-то ему не нравится, он закатывает истерики. В этой ситуации родителям нужно придерживаться некоторых правил.

Ребенок бьет маму. Что делать?


Иногда ребенок, порой совсем маленький и еще не умеющий ходить, бьет взрослого. Чаще всего такие удары приходятся по лицу в тот момент, когда взрослый держит кроху на руках. Младенец воспринимает это как веселую игру.

x
Яндекс.Метрика