Ребенок идет в детский сад. Психологическая адаптация.
Психолог Юлия Горбачева рассказывает, на что родителям стоит обратить внимание, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла быстро и безболезненно.
Первое и самое главное, что нужно сделать, - это открыто и подробно рассказать ребенку, как вы будет строить ваш день, начиная с понедельника (или того дня, в который вы планируете пойти в детский сад). Расскажите, как проходит день в детском саду, что делают дети каждый день по порядку. Расскажите, что вы будете делать с утра вместе. Расскажите, как вы, отведя его в садик, пойдете на работу, что будете там делать. Обозначьте время, в которое вы будете забирать малыша, например: «Я приду за тобой после того, как ты поспишь, пополдничаешь и немного поиграешь или, если будет хорошая погода, погуляешь». Предложите ребенку поиграть в детский сад.
Очень рекомендую найти время и поговорить с воспитателями и няней группы. Рассказать о вашей ситуации, что вам необходимо начать водить ребенка именно на полный день сразу, поскольку сейчас везде практикуется постепенное увеличение времени пребывания в детском саду. Это психологически более мягкая для ребенка ситуация, но не всегда обстоятельства позволяют нам действовать наиболее мягко. Поэтому очень важно построить отношения сотрудничества с теми людьми, которым вы доверяете ребенка на целый день.
Обязательно поговорите с ребенком о том, что если ему что-то нужно, он может обращаться к воспитателю или няне. Не акцентируйте внимание на фразе «один без мамы», это ненужное нагнетание обстановки. Он и так это понимает. Лучше, если он запомнит ваши слова о том, что если ему захочется в туалет или пить, то можно сказать воспитателю и она поможет. Не забудьте проиграть эти моменты взаимодействия с воспитателем. Так ребенок лучше всего усваивает.
Если речь идет о полном дне сразу, то руководствуйтесь вашими обстоятельствами. Детей младшей группы рекомендуют вообще забирать пораньше всегда. Обычно это происходит на вечерней прогулке. А если у мамы есть возможность постепенно приучать ребенка к детскому саду, то воспитатель ей поможет составить план постепенного увеличения времени пребывания ребенка в саду с учетом индивидуальных темпов адаптации.
Обычно в таких случаях воспитатели приходят на помощь и предлагают забрать ребенка в группу на руках плачущего и дальше его сами там успокаивают, отвлекают. Это один из вариантов. Не самый плохой, если ребенок достаточно быстро успокаивается в группе. Помните о том, что большинство детей не хотят ходить в детский сад. Их к этому приучают. Не потому, что в саду плохо, а потому что с мамой им нравится больше.
Можно обнять малыша, сказать, что вам тоже грустно расставаться, и вы будете скучать по нему, но придет время (то, что вы говорили раньше), и вы встретитесь, оденетесь и пойдете домой или погуляете немного (придумайте, какое-нибудь приятное занятие, которым вы вместе займетесь после детского сада). Не затягивайте прощание. Действуйте решительно, ребенок очень хорошо чувствует ваши сомнения. Вам нужно быть уверенной в том, что вы делаете и что это хорошо для вас с ребенком в вашей конкретной ситуации. Если вас саму мучают сомнения, обратитесь к детскому психологу. Он вам поможет разобраться и настроиться на нужный лад. И ребенок, чувствуя вашу уверенность, будет легче переносить расставание.
Как и в предыдущем вопросе, самое важное - это мамина уверенность в необходимости посещения детского сада. Дома вечером отвлеките ребенка, поиграйте с ним в спокойные игры (не мультики, а именно спокойные игры с водой, красками, пластилином, крупами). Не нужно бесконечно спорить с ребенком по поводу детского сада. Просто делайте то, что нужно. Нужно вставать - будите с приятными словами, массажем, песенками. Сочувствуйте, если малыш говорит, что не хочет идти: « Я понимаю, что не хочется, мне тоже трудно вставать по утрам. Но нам нужно идти. Я пойду на работу, а ты будешь в садике. А когда я тебя заберу, пойдем домой поиграем (то, что ребенок любит). Давай скорей ножку спрячем в колготки, а то ей холодно». Не ждите, что ребенок будет как маленький солдат – встал, умылся, оделся, побежал. Так бывает редко. Утреннее время перед садом обычно самое насыщенное и сложное для мамы. Ребенку нужно много помогать - и одеваться, и справляться с эмоциями.
Можно не терпеть, можно посочувствовать ребенку, сказать, что вам тоже грустно расставаться, но нужно идти на работу. А потом все же уйти, передав ребенка воспитателю. Таковы обстоятельства вашей с ребенком жизни. Маме нужно работать. У других людей все может быть иначе, и они могут быть с ребенком дома. ПРАВИЛЬНОГО варианта просто нет. Люди всегда действуют, исходя из того, как складываются обстоятельства.
Если ребенок после ухода мамы плачет часами, и это продолжается неделями, и ничто его не интересует, то детский сад – определенно, сильный для него стресс. И видимо, что-то нужно менять, возможно, придумать, как обойтись без садика. Но если малыш быстро успокаивается в группе, постепенно начинает общаться с детьми, есть, спать в саду, то значит, все идет хорошо, он адаптируется, даже если все еще сильно расстраивается при расставании.
Нужно решить для себя, нужен ли вам с ребенком детский сад и нужен ли именно этот, где не разрешают оставаться маме. Может быть, если есть такая возможность, то пока вам больше подойдут занятия, где мамы с детьми? А если вы планируете выходить на работу и оставлять малыша в дальнейшем на целый день в саду, то начинайте приучать прямо сейчас, что это такое место, где дети находятся без мам. Иначе потом будет совсем трудно объяснить что-либо ребенку. Сначала можно было маму, теперь нельзя… Дети любят постоянство. Так им легче. Знаю, что во многих садах пускают родителей, но это спорная практика, учитывая, что детский сад - это все же место, где дети находятся без мам, созданное для того, чтобы мама могла работать.
Игрушки в детски сад обязательно надо с собой брать. И любые другие вещи, к которым привязан ребенок. Они очень помогают малышу адаптироваться в новом для него месте. А в дальнейшем игрушки служат для игр между детьми, для укрепления игрового интереса детей друг к другу.
Если ребенок к концу месяца плачет только при расставании, а после ухода мамы быстро успокаивается и играет, ест, спит в саду, то значит адаптация идет хорошо. А если ребенок плачет в саду по несколько часов или тихо сидит в стороне от всех или только на руках у воспитателя, то значит, он в саду не адаптируется, он еще, действительно, просто не готов его посещать.
Психологическая разгрузка у каждого ребенка своя. Некоторым детям нравится гулять, некоторым играть дома в спокойные игры. Смотрите по ребенку и вашим возможностям. Если ребенок дома после сада ведет себя слишком активно, бегает, прыгает по диванам, то, наверное, ему лучше будет хоть часик погулять перед сном. А если вы видите, что после прогулки ваш малыш приходит домой и падает от усталости так, что у него нет сил даже поесть и зубы почистить, то, возможно, достаточно прогулок, предусмотренных режимом детского сада. Есть один самый главный момент, который стоит помнить: мультики, компьютерные игры, планшет и телевизор не являются психологической разгрузкой. А все остальное выбирайте по вкусу.
Комментарии