Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Три базовых задачи в обучении детей с аутизмом

Я хотела бы поговорить о 3 навыках, которые необходимы всем детям и взрослым с аутизмом для раскрытия своего потенциала настолько, насколько это возможно. Это правило «3 навыков», которым я руководствуюсь в своей работе, и для начала я хотела бы привести пару примеров того, к чему приводит их нехватка.

Первый случай касается Джо, который учился в пятом классе. Он частично учился в ресурсном классе для детей с аутизмом, а частично в общеобразовательном классе. Навыки Джо были очень «неровными». Он мог говорить, но с ним много работали дополнительно над различными академическими навыками, в том числе, с ним занимались математикой.

Однако у Джо начало расти проблемное поведение. Во время одного из моих визитов в его класс он переворачивал парту, выбегал в коридор, бил кулаком об аквариум, и в целом его поведение стало настолько неуправляемым, что встал вопрос о его переводе в специализированную школу. Однако во время работы с Джо нам удалось скорректировать его поведение, и теперь он очень хорошо справляется с учебой в школе.

Еще одному мальчику было 16 лет, он находился в другом классе. Он не говорил, и с ним работали над такими навыками как соотнесение одинаковых предметов и понимание слов на слух. При этом, первое, на что я обратила внимание, было то, что этот мальчик в свои 16 лет не мог самостоятельно пользоваться туалетом. Он сам ходил в кабинет медсестры, чтобы сменить свой подгузник, но было очень странно, что в таком возрасте никто не работал над тем, чтобы он перешел к использованию туалета.

Так что я считаю, что 3 основных типа навыков, которые должны быть приоритетом, и над которыми всегда нужно работать в первую очередь, следующие:

Просьбы

Имеется в виду способность сообщать о своих желаниях и потребностях в той или иной форме. Это могут быть устные просьбы, система PECS, приложение на мобильном устройстве, но если у вас нет возможности рассказать другим людям о своих желаниях, то это неизбежно приведет к очень серьезным проблемам.

В ситуации с Джо, хотя он и мог говорить, он нуждался в дополнительных инструкциях, чтобы понять, как и когда обратиться за помощью. Оказалось, что задания по математике часто оказывались для него слишком сложными, но он не мог сообщить об этом учителю. Он не мог попросить о помощи или сообщить о том, что испытывает перегрузку, поэтому вместо этого он прибегал к проблемному поведению.

Так что это первоочередная задача – научить ребенка сообщать о всех своих желаниях и потребностях, в том числе, обращаться к незнакомым людям в понятной для них форме.

Отсутствие или почти полное отсутствие серьезного проблемного поведения

В данном случае имеются в виду такие виды поведения как агрессия, уничтожение собственности, причинение себе вреда. Проблемы подобного типа, как видно в случае с Джо, являются основной причиной перевода детей с аутизмом в более ограниченную образовательную среду.

Проблемное поведение мешает детям и взрослым с аутизмом общаться и находиться среди ровесников, посещать общественные места и препятствует трудоустройству. Так что для того, чтобы улучшить качество жизни людей с аутизмом нужно в первую очередь сосредоточиться на коррекции подобного поведения, если оно присутствует.

Независимое использование туалета

В идеале ребенка необходимо научить пользоваться туалетом полностью самостоятельно, а также ходить в туалет по мере необходимости, а не по ежедневному расписанию. Однако даже если этого невозможно добиться, не работать над отсутствующими навыками использования туалета – огромная ошибка.

В случае с 16-летним мальчиком, его родители пытались приучить его к туалету, и у них были ограниченные успехи в этих попытках. Однако в школе решили, что в таком возрасте ничего уже не изменишь. Тем не менее, всегда существует возможность для изменений.

Я не хочу сказать, что для людей, у которых есть проблемы в этих трех областях, невозможно никакое качество жизни. И я понимаю, что есть сложные ситуации, например, если помимо аутизма у человека есть ДЦП, и именно другой диагноз мешает ему самостоятельно пользоваться туалетом.

Я всего лишь хочу сказать, что если вы родитель или специалист, то независимо от того, идет ли речь о человеке в возрасте 5, 15 или 50 лет, если у него или нее есть проблемы и ограничения в одной из этих областей, то вы можете работать с ним или с ней над математикой, продолжением последовательностей или любыми другими навыками, но именно проблемы в этих трех областях могут свести на нет все ваши усилия.

Так что если у ребенка есть нехватка подобных навыков, но они отсутствуют в его индивидуальной образовательной программе, это нужно исправить. Если ребенок не может спонтанно обращаться с просьбами к самым разным людям в течение дня, если он нуждается помощи, чтобы воспользоваться туалетом, то обязанность родителей, педагогов и других специалистов перед этим ребенком – сосредоточиться на этих навыках.

Прикладной анализ поведения позволяет менять поведение, но нам нужно верно определить, какое поведение имеет наибольшую социальную значимость для того или иного человека.

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera

Источник:  barberabehaviorconsulting.com

Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".


Яндекс.Метрика