Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Как научить ребенка с аутизмом играть самостоятельно?

Навыки независимой игры не всегда развиваются у ребенка естественным образом, так что иногда им необходимо обучать. Чтобы научить ребенка играть самостоятельно, нужно составить очень простое и легко выполнимое расписание занятий для ребенка. После этого необходимо предоставлять ребенку награду за выполнение каждого пункта расписания до конца.

Дома можно поощрять ребенка самостоятельно играть с помощью так называемых «игровых контейнеров». В этом случае, все принадлежности для отдельной игры или занятия ребенка кладутся в один из контейнеров. Визуальное расписание подсказывает ребенку, какой контейнер достать и какое занятие выполнить, чтобы получить поощрение. В контейнеры помещаются те материалы, которые уже есть у вас дома, и которые обычно есть в распоряжении ребенка. Благодаря этому будет проще постепенно уйти от системы специальных контейнеров и перейти к более естественной игре.

Следующие шаги можно предпринять для обучения ребенка дома:

1. Наблюдайте за поведением ребенка с игрушками и различными занятиями, чтобы понять, что ему нравится делать, и что из любимых занятий он может выполнять самостоятельно.

2. Подберите или купите пластиковый контейнер или мешок, нарисуйте или наклейте на него цифру 1.

3. Поместите ОДНУ игрушку или принадлежности для занятия в контейнер/мешок.

4. Составьте «игровое расписание» для ребенка. Можно нарисовать его на бумаге, составить в приложении для записок в смартфоне или на планшете и так далее. Если ребенок умеет хорошо читать, то можно просто написать для него расписание. Если ребенок пока не научился читать, то нарисуйте каждое занятие (как получится), или используйте готовые фотографии, сфотографируйте игрушки или занятия на телефон или используйте готовые изображения из Интернета.

5. Спросите ребенка, чем бы он хотел заняться после выполнения игрового расписания. Выбранное ребенком занятие можно записать или нарисовать как самый последний пункт игрового расписания. Это будет поощрением за выполнение игрового расписания. На всякий случай напомню, что поощрением можно называть только то, что увеличивает целевое поведение. В данном случае, целевое поведение — выполнить игровое расписание.

6. Дайте ребенку инструкцию заняться пунктом расписания. Например, если в расписании размещена картинка паззла, скажите: «Собери паззл».

7. Возможно, понадобится разделить выполнение игрового расписания на небольшие шаги (смотрите пример анализа задачи ниже).

8. Возможно, понадобится подсказывать ребенку завершить игровое расписание, и это нормально!

9. Когда будете подсказывать ребенку, начинайте с самой наименьшей подсказки, и прибегайте к более интенсивным подсказкам только в случае необходимости — лучше как можно меньше вмешиваться в игру ребенка и постепенно уменьшать подсказки.

10. Как только ребенок выполнил игровое расписание, похвалите его и предоставьте то поощрение, которое было выбрано как последний пункт расписания.

11. Поначалу игровое расписание должно включать только 1 пункт до получения поощрения. После того как ребенок начнет полностью самостоятельно, без подсказок завершать один пункт игрового расписания, можно попробовать увеличить игровое расписание до 2 пунктов. Расписание может включать сколько угодно пунктов, главное, чтобы ребенок был согласен с таким количеством. Не забывайте, что речь идет об игре в свободное время – пусть она и структурирована, но она должна приносить ребенку удовольствие!

Обучение ребенка следовать игровому расписанию может быть полезным для повышения независимости ребенка и для развития его навыков самостоятельно начинать и завершать задачи. Кроме того, это может помочь родителям, которые не могут сейчас уделить ребенку внимание, но он не умеет сам «занять себя» на какое-то время. Например, мама может готовить или говорить по телефону, и она не может сейчас поиграть с ребенком, и важно, чтобы ребенок мог справиться с такой ситуацией.

Пример анализа задачи для обучения последовательности шагов

1. Ребенок садится за стол.

2. Ребенок указывает/называет первый пункт расписания.

3. Ребенок берет контейнер/мешок с соответствующим номером занятия.

4. Ребенок возвращается за стол/в место для игр.

5. Ребенок выполняет занятие.

6. Ребенок возвращает материалы в контейнер/мешок.

7. Ребенок кладет контейнер/мешок на место.

8. Ребенок возвращается за стол и вычеркивает пункт из расписания.

Источник: Different Roads to Learning

Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".



Яндекс.Метрика