Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Начальная школа - испытание для родителей?

Все больше я слышу и читаю, что родители маленьких школьников учатся в школе вместе с детьми. Раньше, когда училось поколение сегодняшних родителей, такое случалось только в случае, если у ребенка были серьезные трудности с усвоением школьной программы. Когда учились наши бабушки, существовала школьная система поддержки отстающих учеников теми, кому учеба давалась легче или учителями. Родители, за очень малым исключением, работали и никому из них и в голову не приходило, заниматься после работы решением задач или изготовлением поделок.

Каждый ребенок в начальной школе, нес ответственность за свои уроки и поделки сам. И это была очень здоровая ситуация. Поскольку, начинать учиться брать на себя ответственность в подростковом возрасте, уже поздно. Время для этого безвозвратно упущено. Человек привык к тому, что уроки - это то, за что в основном, отвечает мама. В лучшем случае, это выглядит так: пока мама не сказала сделать уроки ребенок и не сядет за стол. В худшем, совсем запущенном случае, можно услышать от подростка злобное: «Тебе надо, ты и делай!»

Но что же делать, если нынешние программы обучения в начальной школе составлены так, что без помощи родителей ребенок не справится, это даже не подразумевается в самом задании? (Далеко за примерами ходить не надо - в рабочей тетради по окружающему миру очень часто можно встретить фразу «обратись к родителям».)  Что же делать, если учитель выделяет в классе и хвалит только тех учеников, которые делают все задания идеально? Как же тогда воспитывать самостоятельность, как передать ребенку ответственность за его учебу?

Я предлагаю «отпустить ситуацию» с оценками. Поговорите с ребенком о том, что вам важно, чтобы он, прежде всего, научился делать то, что ему по силам сам. Если он в процессе обучения ошибается, то ничего страшного в этом нет – так учатся все люди. Многим детям очень важно услышать, что вы будете любить его всегда, даже когда он ошибся. Это не значит, что вам все равно и учеба — это не важно.  Это значит, что ошибиться не страшно, можно все исправить, научиться.

Дети, которым в начальной школе позволяют ошибаться, не добиваются идеальных домашних работ без помарок, гораздо легче берут на себя ответственность за то, что им позволено делать самостоятельно, пусть и не идеально. Работа, в которой проконтролирована каждая буковка, не ощущается своей, за нее невозможно взять ответственность. Когда вы проверяете готовое задание, отметьте, прежде всего, что получилось удачно, а потом научите аккуратно исправлять ошибки. На этом, выполнение домашней работы, заданной учителем, должно быть закончено, даже, если за исправления снижают отметки.

Задания, которые заведомо рассчитаны на выполнение вместе с родителями, почти всегда можно разделить на то, что ребенок будет делать сам и на то, что придется сделать вам. Обсудите это с ребенком честно: это его домашнее задание, но вы понимаете, что одному ему его не сделать. Расскажите, как вы ему можете помочь и что ему нужно будет сделать самому. Например, написать сочинение во втором классе, даже маленькое, полностью самостоятельно, очень трудно. Нужно и мысль сформулировать и точно знать, как пишутся слова. Ребенку может потребоваться помощь. Разделить работу можно так: ребенок диктует вам то, что он хочет сказать в сочинении, а вы печатаете это на компьютере, попутно обсуждая с ним как лучше выразить мысль. Постарайтесь не потерять смысл того, что он хочет сказать сам, просто научите его «выразить это по-русски». Я понимаю, что это очень творческая и бережная работа, но именно так ребенок не утратит ощущения того, что он сам это придумал. Дальше начинается часть самостоятельной работы ребенка. Он может самостоятельно списать свое сочинение, не обращаясь к вам с вопросом, как пишется каждое из слов. Как правило, к сочинению требуется рисунок — это часть работы тоже может принадлежать ребенку, если не предъявлять к изображению чрезмерных требований. Точно так же, можно разделять и многочисленные творческие задания по окружающему миру – всегда в них найдется то, что ребенку по силам.

И в заключение статьи, хочется сказать несколько слов о чувствах родителей, вынужденных вот этим всем заниматься. Это, безусловно, тяжело, особенно тяжело тем, кто вынужден делать уроки после работы, вечером. Делайте то, что вы можете, на что хватает сил. Если вы что-то не успеваете, не делайте это вместо сна, ни вам, ни ребенку это не нужно. Это здоровое отношение к себе - такой ваш пример пригодится ребенку. Мама может устать и это нормально. Учителя всегда можно предупредить и договориться о том, когда задание можно доделать. Учитель, с адекватным восприятием реальности, вас поймет.

 

 

 


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика