Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Развитие эмоциональной сферы у детей с ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это заболевание, возникающее в результате органического поражения центральной нервной системы и характеризующееся нарушением двигательных функций разной степени выраженности. Чем сильнее поражаются мышечные структуры, тем  сильнее наблюдаются выраженные нарушения координации движений.

В структуре ДЦП, кроме двигательных нарушений, часто встречаются нарушения и других систем – зрения, слуха, речи и интеллекта. Также часто диагностируют эпилепсию.

 Все эти факторы негативно отражаются не только на физическом развитии ребенка, но и на психологическом. У многих деток, страдающих данным расстройством, наблюдаются нарушения восприятия различной модальности (слухового, тактильного, зрительного, проприоцептивного), недостаточная сформированность речевой функции и трудности коммуникации.

Однако в развивающей и коррекционной работе с детьми, имеющими ДЦП, в большей степени уделяется внимание их интеллектуальным возможностям. В то же время эмоциональная сфера остается практически не охваченной. В связи с чем ребенок получает комплексную реабилитацию, учится координировать движения, ему проводятся различного рода массажи, медикаментозная терапия, ЛФК, он занимается с дефектологами и логопедами. Все эти процедуры отнимают у ребенка и родителей значительную долю энергии и жизненных ресурсов, родитель превращается в тренера.

 Усилия не проходят даром, малыш развивается, набирает в умственном развитии, но сильно отстает в эмоциональном плане, детки с ДЦП часто очень эмоционально чувствительны, обидчивы, плаксивы, ранимо относятся к отношению в их адрес окружающих, неумело устанавливают контакты с ровесниками, им проще общаться с педагогами и взрослыми.

Для того чтобы развитие ребенка с ДЦП было полноценным стоит уделять внимание обогащению его эмоционального опыта. С этой целью необходимо гулять с ребенком среди сверстников, начиная с раннего возраста, учить его взаимодействию с другими детьми. Богатый эмоциональный опыт дает общение с животными, если нет противопоказаний, хороши посещения контактного зоопарка, наблюдение за поведением животных с возможностью их погладить, покормить.

В целом, хорошо учить малыша заботиться о близких, так как чаще он наблюдает иную картину – заботятся о нем. По мере его двигательных и интеллектуальных возможностей необходимо учить его проявлять заботу к близким. Важно читать детские книги и рассказы, где отражаются те или иные поступки героев с последующим их обсуждением.

Важным моментом в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата играет сюжетно-ролевая игра. Игра для любого ребенка является «локомотивом психического развития», а если у малыша есть нарушения в развитии, она является неотъемлемой частью жизни.

Играть в сюжетные и ролевые игры важно не только с интеллектуально сохранными детками, но и с теми, у кого есть нарушения этой сферы. Важно учитывать возможности ребенка, наполнять игру сенсорными ощущениями разных видов. Особенно полезны для развития эмоциональной сферы тактильные ощущения. Малыша важно учить различать характер прикосновений, обозначать приятны они ему или нет, важно обозначать сами ощущения (щекотно, колюче, гладко, давит) и т.д. Также важно подключать ощущения других модальностей -  запах, внешний вид, вкус. Это создает базу для сенсорной интеграции нейронов, что в свою очередь включает в работу зоны мозга, отвечающие за эмоциональность. 


Автор:
Порошина Елена Александровна
Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Уральского федерального университета, руководитель студии детской нейропсихологии «Нейрончик».
Яндекс.Метрика