Моему сыну почти 3 года, и недавно у него диагностировали расстройство аутистического спектра. Нам сложно ходить в такие места как открытый спортзал или даже библиотеку, потому что ему не нравится, когда поблизости есть другие дети. Он нормально реагирует на взрослых, но другие дети очень его пугают. Как мне помочь ему почувствовать себя комфортнее рядом с другими детьми и играть там же, где и они, или с теми же игрушками?
На вопрос отвечает психолог Джон Дэниал. Доктор Дэниал занимается разработкой и оценкой поведенческих методов для снижения тревожности у детей, подростков и взрослых с аутизмом и низкими речевыми навыками.
В первую очередь, я должен сказать, что это прекрасно, что вы ищете помощь для ребенка уже в таком раннем возрасте. Получение этого диагноза может вызвать тяжелые чувства и растерянность. Однако исследования показывают, что ранняя помощь может значительно улучшить познавательное, языковое и социальное развитие ребенка.
Мы с моими коллегами очень часто наблюдаем самые разные формы тревожности у детей и подростков с аутизмом. Как и ваш сын, многие из них испытывают тревожность рядом с ровесниками, особенно в группе детей. Для того, чтобы выбрать подход для помощи, важно понять возможные причины этой тревожности.
Например, вы упоминаете, что ваш сын «нормально реагирует» на взрослых, но не на других детей. Это типичная ситуация. Взрослые, как правило, последовательны, дружелюбны и готовы подстраиваться под маленького ребенка, в то время как другие дети могут быть совершенно непредсказуемы. Например, для трехлетних детей нормально выхватывать друг у друга игрушки, плакать, натыкаться друг на друга и вести себя очень шумно! Все это может вызвать очень сильную тревожность у ребенка с аутизмом.
Кроме того, многие люди с аутизмом очень чувствительны к сенсорной информации из окружающего мира. В результате, такие места как открытые спортивные залы или даже детская библиотека могут вызвать у них чрезмерную стимуляцию. Освещение, звуки и запахи могут восприниматься ими как слишком сильные, неприятные и вызывающие перегрузку. По понятным причинам это может привести к тому, что ребенок начнет избегать таких мест и будет сильно расстраиваться, если его туда приведут.
По счастью, существует много программ, которые могут помочь маленьким детям справиться с подобной социальной тревожностью, которую вы описываете. Это включает игровые методы на основе прикладного анализа поведения, эрготерапию с сенсорной интеграцией, вмешательства по развитию коммуникации, игровые группы по развитию социальных навыков и другие варианты. Многим детям лучше всего подходит междисциплинарный подход, который комбинирует два или более таких метода и предусматривает тесное сотрудничество разных специалистов.
Хотя потребности каждого ребенка уникальны, вот несколько стратегий, которые вы можете попробовать сами или, в идеале, вместе с поведенческим терапевтом сына.
Практика дома. Есть ли специфические социальные ситуации, которые могут вызвать тревожность вашего сына? Например, он расстраивается, когда другой ребенок пытается взять его за руку или включить в свою игру? Подумайте о том, чтобы научить его простым фразам для таких ситуаций. Например, говорить «нет». Вы также можете учить его и практиковать с ним то, как делиться игрушками или делать что-то по очереди, дома. Например, если ребенку нравится пластилин, то поместите несколько кусочков пластилина на стол и лепите из него по очереди, передавая друг другу. Это поможет ему научиться делиться и даже ждать все более и более продолжительные отрезки времени, прежде чем получить то, что он хочет. Научиться этим навыкам может быть сложно. Так что начинайте с коротких периодов ожидания и не забывайте как можно чаще хвалить ребенка. Когда вы предоставляете подобные структурированные возможности для практики социальных навыков дома, это поможет вашему сыну использовать эти навыки в социальных ситуациях.
Начинайте с малого. Комната, в которой полно детей, может вызвать слишком большую перегрузку у ребенка, и он не сможет повторить тот навык, который он отработал дома. Подумайте о том, чтобы устроить для него встречу для игры с каким-то одним дружелюбным и относительно спокойным ребенком. Иногда для таких встреч подходит ребенок постарше, которому проще подстроиться под малыша.
При выборе места для встречи подумайте об уровне комфорта для сына. Вы можете начать с какого-нибудь относительно тихого места, например, на окраине парка.
Заранее подготовьте какие-нибудь относительно структурированные занятия, игры или игрушки, которыми можно делиться, и которые ваш ребенок знает и любит. Пусть встреча с ровесником будет относительно короткой — это повысит шансы на успех.
Пусть у ребенка будет что-нибудь знакомое. Когда вы входите в шумную среду, вызывающую тревожность, ребенку может помочь предмет для утешения, который обеспечит чувство безопасности. Подумайте о том, чтобы ваш сын держал в руках знакомую и любимую игрушку, плюшевого зверя или книгу. Другой вариант — игрушка или игра, которые могут полностью поглотить его внимание, чтобы он отвлекся от сумятицы вокруг.
Будьте терпеливы. Я призываю родителей не забывать, что текущая стадия развития их ребенка может совпадать или не совпадать с тем, что типично для других детей его возраста. В первую очередь, это относится к социальному развитию детей в спектре аутизма. Если вы сосредоточитесь на маленьких шагах, вы сможете повысить уверенность ребенка в себе и снизите риск откатов.
Помните, что ваш ребенок, как и все остальные дети, постоянно развивается. Вы можете помогать ему в социальном развитии и одновременно уменьшать его страх перед другими детьми, предоставляя ему как можно больше возможностей для успеха.
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".