Иногда наши ученики не следуют инструкциям просто потому, что они не совсем понимают, чего от них хотят. Временами я ловлю себя на типичной ошибке — я говорю слишком много слов, когда даю указания, особенно если я тороплюсь. Например, я могу сказать: «Бери свои ботинки, надевай их и жди меня у двери». Через несколько секунд ребенок уже ждет меня у двери. Без ботинок.
Подобная ситуация может вызывать у меня досаду или раздражение, но, в конечном итоге, проблема в том, что я сам плохо сформулировал инструкцию. Это моя вина! Было бы гораздо эффективнее, если бы я указал на ботинки и сказал: «Надень ботинки».
В своей книге «Учи как чемпион» Дуг Лемов называет это «экономией речи». Этот термин значит, что чем меньше слов вы говорите, тем лучше вы доносите свою мысль. (Кстати, надо подчеркнуть, что «Учи как чемпион» — это книга для ВСЕХ педагогов, а не только для дефектологов. Эта стратегия работает для всех, не только для детей с аутизмом!) Такой подход особенно важен, если вы работаете с детьми, у которых есть проблемы с пониманием услышанного, концентрацией внимания или инструкциями из нескольких шагов.
Вот несколько советов, которые помогут вам применять экономию речи на практике:
Планируйте заранее. Я сам предпочитаю записывать те инструкции, которые я часто буду говорить ребенку, и я заранее планирую, как именно я буду предоставлять их. Я могу записать несколько вариантов одной и той же инструкции, но, если я работаю с маленькими детьми с аутизмом, мне важно, чтобы у них было как можно больше возможностей для успеха, поэтому я использую несколько одинаковых и очень коротких инструкций, а потом постепенно усложняю их.
Используйте знаки руками. Я сопровождаю устную инструкцию жестом. Например, один из моих учеников часто засовывает пальцы в нос во время обучения. Я говорю ему «Руки вниз» и одновременно делаю движение руками вниз и кладу ладони на колени. Это может быть особенно полезно, когда вам нужно подсказать ребенку, что делать, без слов — так он будет заранее знать, что значит то или иное движение руками. Это позволяет мне дать ему инструкцию в классе, не прерывая урока.
Только один шаг за один раз. Не забывайте о навыках понимания речи на слух и умении следовать инструкциям у конкретного ребенка. Если вы заметили, что ученик часто выполняет только первый или только последний пункт вашей просьбы, значит вам стоит предоставлять только одну инструкцию за один раз.
Избегайте длинных объяснений. Иногда я слышу, что взрослые говорят что-то вроде: «Тебе нужно поторопиться и надеть ботинки, потому что твой папа скоро придет, и мы должны встретить его на улице, и тебе надо как можно скорее сесть в машину, а не то ты опоздаешь на занятия в бассейне». Это типичная ловушка, в которую можно попасть. Когда вы озвучиваете объяснения, это помогает вам самим сосредоточиться на том, что нужно сделать при том или ином переходе, но результатом может стать ступор у ребенка.
Глубоко вдохните. Если ребенок не реагирует корректно на ваши указания, то возьмите паузу, сделайте глубокий вдох и подумайте о том, как можно сделать инструкцию проще.
Автор: Сэм Бланко / Sam Blanco
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".