Моему сыну четыре года, и он очень сильно одержим цифрами и буквами. Я не уверена, насколько хорошо он их понимает, но он так долго разглядывает книги, что переключить его внимание практически невозможно. Что мне с этим делать?
На вопрос отвечает психолог Терри Кац, который работает в отделении педиатрии Детской больницы Колорадо и Медицинской школе Университета Колорадо (США).
Спасибо за ваш вопрос. У многих детей с аутизмом развиваются чрезвычайно интенсивные интересы. Чаще всего встречается именно сильный интерес к цифрам и буквам.
Очень важно понять, что увлечения вашего сына — это его источник счастья и гордости. Возможно, этот интерес помогает ему справляться со стрессом и трудными ситуациями. Так что я призываю вас уважать его потребность посвящать какое-то время в течение дня буквам и цифрам, но также необходимо помогать ему участвовать в других занятиях и делах.
Использование интересов для развития новых навыков
Хорошие новости в том, что хотя интенсивные интересы могут быть источником проблем, они также являются отличными возможностями для развития важных навыков.
Например, возможно вам необходимо развивать навыки речи вашего сына. Вы можете использовать буквы, чтобы расширить его словарный запас. Попробуйте написать названия предметов в вашем доме на стикерах и прикрепить их к соответствующим предметам. Например, «стул», «стол» и «книга».
Также вы можете распечатать слова описания, например, «большой» и «маленький», и слова, указывающие на местоположение, например, «внутри», «на», «под». Эти наклейки можно прикреплять к предметам и читать их вашему сыну. Когда сын начнет понимать их смысл, вы можете попросить его прикрепить наклейку туда, куда она подходит.
Точно так же вы можете попросить его прикреплять цифры к группам предметов в соответствии с их количеством, например, трем шарикам, двум машинкам или четырем конфеткам. Таким образом, вы поможете вашему сыну понять, что именно обозначают цифры и буквы.
Вы можете использовать эту игру в наклейки для того, чтобы поощрять социальное взаимодействие с вами или другим взрослым или ребенком. Например, напишите различные слова, обозначающие действия, на карточках. Ваш сын может вытянуть наугад одну карточку из многих и прочитать слово («прыгать», «петь» и так далее). Затем, все делают то, что написано на карточке, вместе.
Использование визуальной поддержки, чтобы облегчить переход от любимого занятия
Вы можете использовать интерес вашего сына к цифрам и буквам, чтобы помочь ему перейти от его любимого занятия к другим задачам. Подумайте о том, чтобы составить визуальное расписание, которое будет комбинировать картинки, слова и/или цифры, чтобы иллюстрировать повседневные дела.
Визуальные расписания — это очень полезный метод для обучения распорядку дня и подсказок о том, когда пришло время переходить к другому занятию. Расписание обязательно должно включать время, посвященное особому интересу ребенка. Так ребенок будет знать, что посвящать время особому интересу — это нормально, но так же важно заниматься другими делами.
Другой способ использовать визуальную поддержку — это карточки «сначала/потом». Идея здесь в том, что ребенку будет проще выполнить не очень приятную задачу, если он знает, что после этого он сможет наслаждаться своим любимым занятием.
В вашем случае вы можете использовать рисунок или фотографию игры на детской площадке в графе «Сначала» и картинку книги или фотографию, как ваш сын смотрит в книгу, в графе «Потом».
При использовании расписания «сначала-потом» полезно также использовать часы или визуальный таймер, который будет определять время, посвященное каждому занятию. Затем вы можете перейти к таким карточкам «сначала-потом» как: «Сначала мыться. Потом рисовать цифры».
Дополнительные способы для развития интереса
Вот некоторые другие способы, которые позволят перенаправить его особый интерес к буквам и цифрам в новое русло:
— Если вы приучаете ребенка к туалету, то попробуйте украсить ванную комнату буквами и цифрами, чтобы ему было приятно находиться там, когда нужно воспользоваться туалетом.
— Вашему сыну нужна дополнительная мотивация для физической активности? Пусть он посчитает, сколько раз он прыгнул на батуте или мимо скольких домов вы прошли на прогулке. Если он предпочитает только написанные цифры, а не счет вслух, сделайте набор карточек, которые он может использовать.
— Вы можете использовать цифры даже для того, чтобы помочь сыну определить свои эмоции и сообщить о них, что обычно очень трудно детям с аутизмом. Я знаю некоторые чудесные программы, которые используют цифры от 1 до 5, чтобы помочь детям определить, что они чувствуют на шкале, и научиться стратегиям управления своими эмоциями.
— Многие детские книги учат важным социальным навыкам. Местный детский библиотекарь может помочь вам найти книги о том, как важно делиться, ждать своей очереди или здороваться. Вы можете читать эти книги вместе с сыном.
— Многие родители и терапевты добивались огромных успехов с помощью написания индивидуальных историй, которые объясняют детям с аутизмом социальные навыки.
В заключение я хочу еще раз подчеркнуть, что особые интересы детей — это их сильная сторона. Они делают детей счастливыми, поддерживают их уверенность в себе и самооценку. Нужно только помогать детям научиться сохранять баланс между интенсивными интересами и другими занятиями, с чем у них могут возникать трудности, но эти усилия определенно того стоят.
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".