Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Регресс психического развития у детей.

В настоящее время родители достаточно часто обращаются к психологу с вопросами, касающимися регресса в психическом развитии детей. Наиболее распространенные жалобы звучат так: «До трех лет все было по возрасту, а потом вдруг…», «В год он (она) уже умели говорить, а после прививки все прекратилось» или «До 2,6 лет ребенок был самостоятельным - все делал, а после рождения сестры (брата), его как подменили».

Подобных жалоб очень много, с множеством вариаций, поэтому есть необходимость разобраться, а что же такое регресс психического развития?

Регресс понимается как возврат психических функций на более ранний возрастной период и подразделяется на временную регрессию и на стойкую.

Причинами временной регрессии, чаще всего, бывают тяжелые соматические заболевания в раннем детстве, например порок сердца или бронхиальная астма с частыми приступами. Допустим, малышу два года, он уже хорошо ходит, освоил многие навыки самообслуживания, но заболел и в результате длительной и изматывающей болезни он перестает ходить, «забывает» попроситься на горшок и с трудом удерживает ложку с едой. Этот регресс обусловлен потерей сил и ресурсов, для восстановления утраченных навыков требуется укрепление общего соматического состояния и родительская забота.

Еще одной причиной временного возврата к предыдущей стадии развития может стать рождение в семье младшего ребенка, если разница между детьми менее трех лет. Часто можно наблюдать как малыш, уже умеющий говорить, самостоятельно есть и частично одеваться, вдруг, после рождения брата или сестры, становится плаксивым, просится на руки, начинает сосать пустышку и перестает пользоваться речью. В этом случае родителям необходимо проявить такт и максимум понимания к малышу, играть с ним в «ляльку», заворачивать в одеяльце и баюкать, не отказывать в кормлении «с ложечки», с принятием относится к капризам.

Стойкая регрессия всегда связана с повреждением психических функций, чаще наблюдается у детей имеющих родовые травмы или внутриутробные патологии. В этих случаях регресс наступает после какого-либо «шокового» воздействия на организм – это может быть тяжелая психотравмирующая ситуация (смерть родителей, авария, насилие и т.д.). Например, девятилетний ребенок стал свидетелем или участником страшных событий, он может утратить речь, потерять способность самостоятельно передвигаться, при этом все неврологические связи у него не будут нарушены.

Другой вариант стойкого регресса, это когда родители замечают, что после поставленной прививки или болезни с высокой температурой ребенок 1,6 лет (или трех лет) останавливается в развитии, утрачивает речевые навыки, а во многих случаях и гигиенические, у него пропадает стремление к коммуникации. Этот вариант регресса характерен для синдрома аутизма и требует консультации врача-психиатра и медицинского психолога. Чтобы подробно разобраться в причинах этого варианта регресса, необходимо проведение различных анализов, в том числе генетические исследования.

Таким образом, каждый вариант регресса у ребенка любого возраста требует незамедлительной помощи и чуткости родителей. Какого бы происхождения ни был регресс, он чаще всего возникает в критические периоды развития ребенка. Если это ранний возраст, мы будем наблюдать утрату моторных навыков и навыков опрятности, если это дошкольный возраст, то утрачиваться будут речевые возможности и общение, в подростковом возрасте, на фоне гормональных перестроек происходит утрата смысла жизни и в связи с этим теряются навыки опрятности и самообслуживания.

 


Автор:
Порошина Елена Александровна
Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Уральского федерального университета, руководитель студии детской нейропсихологии «Нейрончик».
Яндекс.Метрика