Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Механизмы и причины трудностей запоминания у детей дошкольного возраста.

Одной из частых жалоб родителей на приеме психолога – это жалоба на «плохую память» у ребенка. Родители отмечают, что ребенок не помнит, то, что его попросили сделать буквально минуту назад, что он не запоминает стихи или не помнит имен своих друзей и т.д. Попробуем разобраться в причинах, вызывающих эти трудности у детей дошкольников.

Начнем с вопроса, а что же такое память вообще. Память рассматривается как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения необходимой информации в нужное время и в нужном месте. Память нам нужна, чтобы накапливать впечатления об окружающем мире, а это основа для приобретения знаний, умений и навыков. В глобальном смысле память обеспечивает передачу знаний в масштабах культуры.

Традиционно, память разделяют на виды – слухоречевая, зрительная, мышечная, двигательная, образная и др. По способу запоминания память бывает непосредственная и опосредованная, то есть для того, чтобы запомнить мы должны запоминаемое как-то запечатлеть, например, поставить крестик на ладони или записать или, что-то еще. Бывает произвольной и непроизвольной, произвольная – требует обучения, целенаправленности и желания запомнить информацию, непроизвольная же – запечатлевает яркое, эмоционально-значимое для человека, без каких-либо дополнительных усилий с его стороны.

Память маленького ребенка, а мы говорим о детях от 3х до 7 лет, является в большей степени непроизвольной, причем, чем меньше ребенок, тем это условие актуальнее. Базируется на ярких эмоциональных переживаниях, это могут быть яркие образы, движение, например прогулка в парке развлечений и память малышей непосредственна.

Мозговая организация памяти зависит от ее видов, мозг работает как система, как единое целое призванное решать поставленные перед ним задачи.

Условно, можно выделить такие значимые структуры, как лобные отделы их зрелость отвечает за мотивацию к запоминанию, интерес и целенаправленность. Чем моложе ребенок, тем больше эти функции берет на себя взрослый, задача взрослого сформировать у ребенка интерес к чему-то, что необходимо запомнить с учетом, опять же, возраста малыша.

Следующий отдел мозга, важный для слухоречевой памяти, то есть памяти позволяющей запоминать словесный материал – тексты, рассказы и пр. – это левая височная область, в дошкольном возрасте находится в состоянии созревания, ребенок в большей степени ориентируется не на слова при запоминании, а на образы. Здесь упомяну еще об одном важном отделе мозга – затылочных областях, именно они отвечают за запечатление и хранение зрительной информации. Ребенок-дошкольник зрительной памятью пользуется больше, нежели слухоречевой.

Важнейшим отделом мозга, обеспечивающим не только хорошее запоминание, но и в целом отвечающий за тонус, включенность в деятельность, работоспособность и внимание – это подкорковые структуры, данный отдел созревает к концу первого года жизни и является необходимым условием для развития всех психических функций и памяти в том числе.

Следовательно, когда родители жалуются на плохое запоминание у ребенка, необходимо учитывать все  аспекты:

- возрастной аспект, если ребенок 3-4 лет не запоминает цифры и буквы и не понимает смысла поэмы «Евгений Онегин» - это не является нарушением его памяти, это говорит о неадекватных требованиях к детской психике и развитию нервной системы. Память трех- четырех летнего ребенка – образная, эмоциональная и направляется взрослым.

- энергоемкость, процесс слухоречевого запоминания крайне энергозатратен, чтобы малышу запомнить, что-то на слух, ему требуется крайне много усилий и высокая концентрация внимания. Поэтому, когда родители жалуются, что малыш, якобы, не помнит, что ему говорят, это может быть связано не с памятью, а с трудностями концентрации внимания и сосредоточения, он в данный момент может быть чем-то увлечен и не фиксирует обращенной к нему речи. Чтобы ребенок научился запоминать информацию на слух и слышать просьбы взрослого, необходимо эти инструкции разбивать на короткие и емкие просьбы и подкреплять действиями или образами.

Подводя итог, можно сказать, что родителям следует обращать внимание на такие особенности в развитии детей, как снижение или отсутствие интереса к прослушиванию сказок и стихов (по возрасту), высокий уровень отвлекаемости, даже при выполнении интересных для ребенка дел, отсутствие непроизвольного стремления к повторению понравившихся стишков и песенок, спонтанных рассказов о ярких прошедших событиях. Указанные трудности могут быть признаками снижения в работе памяти и не только и требуют специальной психолого-педагогической коррекции.


Автор:
Порошина Елена Александровна
Клинический психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Уральского федерального университета, руководитель студии детской нейропсихологии «Нейрончик».
Яндекс.Метрика