Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Песочная терапия для детей с овз

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов - психологов, логопедов, дефектологов  к специально организованным занятиям с использованием песочницы.

Песок является одним из самых лучших природных материалов для творчества: он мягкий, податливый, с помощью него так легко «перекинуть мостик» от мира внутреннего к миру внешнему, материальному.

Игры детей с песком популярны с давних лет и являются одним из наиболее любимых видов творческой активности.

Внедрение методов песочной терапии в работу с детьми с ограниченными возможностями является  легкодоступным, естественным и безопасным средством развития и самотерапии.

Играя в песочнице, дети придумывают свой особенный удивительный мир, заполняя его интересными сюжетами, включаются их воображение. В такие моменты дети представляют себя волшебниками, творцами.

Взаимодействуя с песком, развивается творческий потенциал ребенка. И это естественно, ведь именно в песочнице малыши впервые «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им так непросто выражать в силу своих возрастных особенностей. Благодаря созданию «песочной страны» ребенок получает возможность невербального общения с окружающей действительностью, в свою очередь взрослый имеет уникальный шанс посмотреть на мир глазами ребенка.

Песочная терапия – возникла в русле аналитической психотерапии. Это средство взаимодействия не только с миром, но и с самим собой; средство снятия психоэмоционального напряжения, что само по себе раскрывает новые линии развития и повышает уверенность в себе.

Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) в 1930-х годах была одной из первых, кто начал использовать песочницу в играх с больными детьми и детьми группы риска.

Ловенфельд присваивала огромное значение тактильному взаимодействию ребенка с водой и песком, который дополнял проективную игру с разными предметами (формочки для игр в песочнице, миниатюрные игрушки). Стоит отметить, что также Эрик Эриксон, Анна Фрейд активно использовали в своей работе с детьми миниатюры и игрушки. Работа в песочнице активизирует «архетип ребенка», благоприятствует творческому регрессу.

Игра с песком – один из видов естественной, натуральной активности детей, что позволяет использовать ее в рамках коррекционных, развивающих и обучающих занятий.

Создавая песочные картины, сочиняя всевозможные истории, взрослые могут передать ребенку жизненный опыт, правила окружающей действительности в наиболее безопасной для него форме. Контакт ребенка с песком гармонизирует психоэмоциональное состояние, стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, а также улучшает самочувствие.

Общая структура занятий в песочнице включает в себя:

1.     ритуал вхождения в песочный мир;

2.     новая психолого-педагогическая игра;

3.     ритуал выхода из песочного мира.

Существует несколько видов работ в педагогической песочнице:

1.     конструирование из песка;

2.     рисование цветным песком;

3.     составление узоров на песке;

4.     создание картин на песке;

5.     создание песочных композиций;

6.     разыгрывание сказок на песке.

Данные виды работ развивают у ребенка с ограниченными возможностями: мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность, воображение, любознательность. А также стимулируют проявление творчества, позволяют справиться со страхами, учат детей контролировать свое поведение и эмоции.

Подводя итог вышесказанному можно утверждать, что проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии благоприятно влияют на развитие ребенка в целом. Помимо того, что отмечается гармонизация психоэмоционального состояния, формируется произвольность действий, снижается уровень тревожности, исчезают страхи, повышается уровень мотивации к занятиям.

В песочнице ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей, творческого изменения ситуаций, формируется спонтанная творческая активность, что обеспечивает в дальнейшем эффективную адаптацию в социуме.


Автор:
Попова Кристина Владимировна
Педагог-психолог ГБУ СО «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Яндекс.Метрика