Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

0

Что такое детская привязанность? Какая она бывает?

Привязанностью называют особые отношения, складывающиеся между людьми. Впервые опыт таких отношений человек получает в раннем детстве. Тот, кто проводит с малышом больше времени, кормит, укачивает, купает, меняет подгузник -  становится для младенца самым главным взрослым. С ним у малыша устанавливаются отношения, называющиеся привязанностью. Отношения привязанности между ребенком и его взрослым есть всегда.

Однако, содержание таких отношений может быть очень разным. Психолог Мэри Эйнсворт, наблюдая за взаимодействием матерей и их детей, выделила и описала основные типы привязанности, на примере поведения малышей раннего возраста, в незнакомой обстановке.

Если мама чувствительна к тому, что нужно ребенку, она старается сделать так, чтобы ему было комфортно. Она видит, когда он устал, а когда расположен поиграть. Она отличает, когда  ребенок голоден, а когда у него, скорее всего, что-то болит.  В таких случаях ребенок привыкает к тому, что его, чаще всего, понимают. И в целом, он может быть уверен, что, что бы ни случилось, мама ему всегда поможет или утешит.

В незнакомой обстановке малыш оборачивается в поисках мамы, следит за тем, присутствует ли она в комнате, изучает игрушки, приносит их маме. Если мама выходит из комнаты, то он протестует и ползет за ней. Когда мама возвращается, ребенок забирается к ней на руки и быстро успокаивается, а потом снова принимается за изучение окружающей обстановки и игру.  Дети, уверенные в том, что у них есть крепкий тыл на случай неприятностей, гораздо активнее исследуют окружающую среду, им многое интересно, они готовы экспериментировать.

Находясь в такой атмосфере, ребенок вырастает с привычкой к поддержке и безопасности в близких отношениях и выбирает себе друзей и партнеров, способных на поддержку и заботу друг о друге в трудных ситуациях. Он хорошо знает себя и с уважением относиться к своим потребностям (как когда-то мать), а также умеет прислушаться и понять, что нужно другому. Он умеет договариваться с людьми так, чтобы максимально учесть интересы всех сторон. Такая форма привязанности называется - «безопасная привязанность».

Если мама внимательна к младенцу только время от времени, не всегда: иногда бывает чувствительной, а иногда ее саму что-то гложет настолько, что она не в состоянии уделять должного внимания ребенку, наоборот, кричит и сердится в ответ на обычные потребности, то такой малыш будет более тревожным, неуверенным в себе. Такое непоследовательное поведение мамы дезориентирует ребенка, он не понимает, что хорошо для мамы, а что плохо. Не понимает  и того, почему иногда мама ласкова и весела, играет с ним, а иногда сердито прогоняет или остается безучастной.

Поведение таких малышей так же, как и у мамы, выглядит непоследовательным, двойственным: с одной стороны, малыш стремиться к контакту, но тут же может оттолкнуть маму и убежать. В незнакомой обстановке эти дети испытывают большую тревогу. Чаше всего,  они берут в руки и держат одну игрушку или совершают однотипные действия с ней. Если мама выходит из комнаты, малыш горько плачет и ему очень трудно успокоиться. Даже когда мама возвращается, он может сильно плакать и рваться из ее рук, в то же время отчаянно нуждаясь в том, чтобы его успокоили.

 Во взрослом возрасте таким детям так же трудно, как и в детстве определиться в том, стоит ли доверять тому человеку, который хочет с ними построить отношения или нет. Они остро реагируют на малейшее недовольство или критику, считая это предательством. Хотя объективно это может быть самая банальная проблема, не связанная с личным отношением к человеку. Такая форма привязанности называется - «амбивалентная небезопасная привязанность».

Если мама воспитывает своего малыша так, чтобы он был как можно более независимым, то есть: не берет лишний раз на руки, чтобы не избаловать; не поддерживает с ним эмоциональное общение; кормит его строго по режиму, вне зависимости от потребностей и текущей ситуации; рано приучает его оставаться с другими людьми, сменяющими друг друга; играет с ним так, как нужно ей, не обращая внимания на реакции ребенка, то такой малыш, со временем, совсем перестает надеяться на маму, как на помощника и защитника.

Такие дети выглядят не по возрасту самостоятельными. Они не плачут, когда мама уходит, даже в незнакомой обстановке, когда она возвращается спокойно продолжают перебирать игрушки. Они не любят сидеть на руках у мамы, а если сидят, то тельце может быть максимально отстранено, взгляд направлен от мамы в сторону. Такая «самостоятельность» раньше считалась признаком хорошо воспитанного младенца, а на самом деле это способ ребенка защитить себя. Ребенок не может рассчитывать на поддержку матери, поэтому научился обходиться без нее. Такое независимое существование обедняет эмоциональное развитие ребенка, он более полагается на мир вещей, чем на мир отношений между людьми.

Во взрослом возрасте такие люди не строят близких отношений, основанных на поддержке и заботе, их могут упрекать в холодности, черствости, излишней независимости, отсутствии эмоциональных реакций при общении. Такая форма привязанности называется -«небезопасная избегающая привязанность».

В течение жизни, ребенок встречается с разными взрослыми, у него есть не только мама, но часто и папа, и бабушка, и дедушка, у некоторых -  няня. С этими людьми у малыша тоже складываются достаточно близкие отношения. И он приобретает дополнительный опыт, который может быть отличным от того, что сложился с мамой. Например, если с мамой у малыша сложилась небезопасная привязанность, а бабушка или постоянная няня гораздо более предсказуемые, чувствительные и понимающие, то у ребенка будет еще одна модель отношений, которой он сможет пользоваться во взрослой жизни, пусть и с некоторыми трудностями, поскольку отношения с мамой - это все-таки более значимый опыт.

Таким образом, взрослые способны выстраивать различные взаимоотношения, но чем более близкое подразумевается общение, тем больше оно походит на отношения с мамой.


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика