Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

0

Психологическая адаптация к детскому саду

Адаптация- это процесс привыкания ребенка к тому факту, что он теперь ходит в детский сад. При регулярном посещении детского сада такое привыкание не должно длиться более трех месяцев. Если был недельный или двухнедельный перерыв по болезни или по другим обстоятельствам (уехали в отпуск, новогодние каникулы), то некоторое время малыш будет опять привыкать к садику, адаптироваться.

Как понять, что у ребенка идет процесс адаптации к детскому саду, что ребенок начинает к нему привыкать? Это можно заметить по следующим изменениям:

  • Сначала ребенок не ел в саду вообще ничего, а теперь немного ест за завтраком (например, булку и чай), сидя со всеми ребятами вместе, и за обедом ест немного (например, хлеб и бульон от супа). Через пару недель начал есть больше (например, второе блюдо). И так далее.
  • Сначала тяжело оставался на тихий час, ворочался и плакал, грустил о маме безутешно, не спал. Теперь воспитателю достаточно сказать ему пару слов о том, что мама непременно придет, когда он поспит, и малыш успокаивается, засыпает или хотя бы спокойно лежит, не плачет.
  • Сначала плакал при расставании с мамой сильно, долго, воспитателям трудно было его отвлечь, успокоить. А теперь расстраивается тоже, но быстро успокаивается в группе.
  • Сначала ни с кем из детей не общался, грустил сам по себе, потом начал играть один, и через некоторое время стали появляться короткие игры, общение с другими детьми.

Это самые распространенные варианты изменений в поведении при привыкании к детскому саду. У вашего малыша адаптация может проходить так, а может немного по-другому. Важно, чтобы изменения были очевидны, и было понятно, что ребенок чувствует себя все лучше и лучше в детском саду.

1. Юлия Евгеньевна, моему ребенку исполнилось 3 года, и через неделю мы впервые пойдем в сад на полный день. Думаю, что начать подготовку к этому важному этапу нужно уже сейчас, заранее. Как это лучше сделать?


Первое и самое главное, что нужно сделать, - это открыто и подробно рассказать ребенку, как вы будет строить ваш день, начиная с понедельника (или того дня, в который вы планируете пойти в детский сад). Расскажите, как проходит день в детском саду, что делают дети каждый день по порядку. Расскажите, что вы будете делать с утра вместе. Расскажите, как вы, отведя его в садик, пойдете на работу, что будете там делать. Обозначьте время, в которое вы будете забирать малыша, например: «Я приду за тобой после того, как ты поспишь, пополдничаешь и немного поиграешь или, если будет хорошая погода, погуляешь». Предложите ребенку поиграть в детский сад.

Очень рекомендую найти время и поговорить с воспитателями и няней группы. Рассказать о вашей ситуации, что вам необходимо начать водить ребенка именно на полный день сразу, поскольку сейчас везде практикуется постепенное увеличение времени пребывания в детском саду. Это психологически более мягкая для ребенка ситуация, но не всегда обстоятельства позволяют нам действовать наиболее мягко. Поэтому очень важно построить отношения сотрудничества с теми людьми, которым вы доверяете ребенка на целый день. 

2. Стоит ли мне уже сейчас начать говорить ребенку, что там он останется один, без мамы?

Обязательно поговорите с ребенком о том, что если ему что-то нужно, он может обращаться к воспитателю или няне. Не акцентируйте внимание на фразе «один без мамы», это ненужное нагнетание обстановки. Он и так это понимает. Лучше, если он запомнит ваши слова о том, что если ему захочется в туалет или пить, то можно сказать воспитателю и она поможет. Не забудьте проиграть эти моменты взаимодействия с воспитателем. Так ребенок лучше всего усваивает.
3. В первый день стоит забрать ребенка пораньше? Сколько часов будет достаточно?

Если речь идет о полном дне сразу, то руководствуйтесь вашими обстоятельствами. Детей младшей группы рекомендуют вообще забирать пораньше всегда. Обычно это происходит на вечерней прогулке. А если у мамы есть возможность постепенно приучать ребенка к детскому саду, то воспитатель ей поможет составить план постепенного увеличения времени пребывания ребенка в саду с учетом индивидуальных темпов адаптации. 

4. Как мне поступить, если ребенок не захочет расставаться со мной уже в первый день?

Обычно в таких случаях воспитатели приходят на помощь и предлагают забрать ребенка в группу на руках плачущего и дальше его сами там успокаивают, отвлекают. Это один из вариантов. Не самый плохой, если ребенок достаточно быстро успокаивается в группе. Помните о том, что большинство детей не хотят ходить в детский сад. Их к этому приучают. Не потому, что в саду плохо, а потому что с мамой им нравится больше.

Можно обнять малыша, сказать, что вам тоже грустно расставаться, и вы будете скучать по нему, но придет время (то, что вы говорили раньше), и вы встретитесь, оденетесь и пойдете домой или погуляете немного (придумайте, какое-нибудь приятное занятие, которым вы вместе займетесь после детского сада). Не затягивайте прощание. Действуйте решительно, ребенок очень хорошо чувствует ваши сомнения. Вам нужно быть уверенной в том, что вы делаете и что это хорошо для вас с ребенком в вашей конкретной ситуации. Если вас саму мучают сомнения, обратитесь к детскому психологу. Он вам поможет разобраться и настроиться на нужный лад. И ребенок, чувствуя вашу уверенность, будет легче переносить расставание.

5. Зная моего ребенка, думаю, что в первые дни ему все будет интересно, но потом он начнет плакать и закатывать истерики уже дома, что больше не пойдет в сад. Как лучше поступить в этом случае?


Как и в предыдущем вопросе, самое важное - это мамина уверенность в необходимости посещения детского сада. Дома вечером отвлеките ребенка, поиграйте с ним в спокойные игры (не мультики, а именно спокойные игры с водой, красками, пластилином, крупами). Не нужно бесконечно спорить с ребенком по поводу детского сада. Просто делайте то, что нужно. Нужно вставать - будите с приятными словами, массажем, песенками. Сочувствуйте, если малыш говорит, что не хочет идти: « Я понимаю, что не хочется, мне тоже трудно вставать по утрам. Но нам нужно идти. Я пойду на работу, а ты будешь в садике. А когда я тебя заберу, пойдем домой поиграем (то, что ребенок любит). Давай скорей ножку спрячем в колготки, а то ей холодно». Не ждите, что ребенок будет как маленький солдат – встал, умылся, оделся, побежал. Так бывает редко. Утреннее время перед садом обычно самое насыщенное и сложное для мамы. Ребенку нужно много помогать - и одеваться, и справляться с эмоциями.


6. Знаю, что многие родители терпят слезы детей при расставании и быстро уходят, оставив малыша в саду одного. Насколько это правильно, с вашей точки зрения?

Можно не терпеть, можно посочувствовать ребенку, сказать, что вам тоже грустно расставаться, но нужно идти на работу. А потом все же уйти, передав ребенка воспитателю. Таковы обстоятельства вашей с ребенком жизни. Маме нужно работать. У других людей все может быть иначе, и они могут быть с ребенком дома. ПРАВИЛЬНОГО варианта просто нет. Люди всегда действуют, исходя из того, как складываются обстоятельства.

Если ребенок после ухода мамы плачет часами, и это продолжается неделями, и ничто его не интересует, то детский сад – определенно, сильный для него стресс. И видимо, что-то нужно менять, возможно, придумать, как обойтись без садика. Но если малыш быстро успокаивается в группе, постепенно начинает общаться с детьми, есть, спать в саду, то значит, все идет хорошо, он адаптируется, даже если все еще сильно расстраивается при расставании.

7Знаю, что во многих садах запрещено оставаться с ребенком на занятия, даже если он плачет и не отпускает маму. Как мне быть в этом случае? Что следует ему сказать?
Нужно решить для себя, нужен ли вам с ребенком детский сад и нужен ли именно этот, где не разрешают оставаться маме. Может быть, если есть такая возможность, то пока вам больше подойдут занятия, где мамы с детьми? А если вы планируете выходить на работу и оставлять малыша в дальнейшем на целый день в саду, то начинайте приучать прямо сейчас, что это такое место, где дети находятся без мам. Иначе потом будет совсем трудно объяснить что-либо ребенку. Сначала можно было маму, теперь нельзя… Дети любят постоянство. Так им легче. Знаю, что во многих садах пускают родителей, но это спорная практика, учитывая, что детский сад - это все же место, где дети находятся без мам, созданное для того, чтобы мама могла работать. 

8Стоит ли носить в сад свои игрушки, чтобы ребенку не было там одиноко? Или этого наоборот стоит избегать, чтобы не было лишнего напоминания о доме и маме?

Игрушки в детски сад обязательно надо с собой брать. И любые другие вещи, к которым привязан ребенок. Они очень помогают малышу адаптироваться в новом для него месте. А в дальнейшем игрушки служат для игр между детьми, для укрепления игрового интереса детей друг к другу. 

9Сколько в среднем длится адаптация к саду? Если ребенок целый месяц будет уходить в группу со слезами, значит ли это, что мы еще не готовы к саду?

Если ребенок к концу месяца плачет только при расставании, а после ухода мамы быстро успокаивается и играет, ест, спит в саду, то значит адаптация идет хорошо. А если ребенок плачет в саду по несколько часов или тихо сидит в стороне от всех или только на руках у воспитателя, то значит, он в саду не адаптируется, он еще, действительно, просто не готов его посещать.


10. Как лучше проводить время после детского сада (с 18 до 21), чтобы у ребенка была психологическая разгрузка? Может быть, какие-то игры спокойные или наоборот, прогулка на свежем воздухе?

Психологическая разгрузка у каждого ребенка своя. Некоторым детям нравится гулять, некоторым играть дома в спокойные игры. Смотрите по ребенку и вашим возможностям. Если ребенок дома после сада ведет себя слишком активно, бегает, прыгает по диванам, то, наверное, ему лучше будет хоть часик погулять перед сном. А если вы видите, что после прогулки ваш малыш приходит домой и падает от усталости так, что у него нет сил даже поесть и зубы почистить, то, возможно, достаточно прогулок, предусмотренных режимом детского сада. Есть один самый главный момент, который стоит помнить: мультики, компьютерные игры, планшет и телевизор не являются психологической разгрузкой. А все остальное выбирайте по вкусу.


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика