Адаптация- это процесс привыкания ребенка к тому факту, что он теперь ходит в детский сад. При регулярном посещении детского сада такое привыкание не должно длиться более трех месяцев. Если был недельный или двухнедельный перерыв по болезни или по другим обстоятельствам (уехали в отпуск, новогодние каникулы), то некоторое время малыш будет опять привыкать к садику, адаптироваться.
Как понять, что у ребенка идет процесс адаптации к детскому саду, что ребенок начинает к нему привыкать? Это можно заметить по следующим изменениям:
- Сначала ребенок не ел в саду вообще ничего, а теперь немного ест за завтраком (например, булку и чай), сидя со всеми ребятами вместе, и за обедом ест немного (например, хлеб и бульон от супа). Через пару недель начал есть больше (например, второе блюдо). И так далее.
- Сначала тяжело оставался на тихий час, ворочался и плакал, грустил о маме безутешно, не спал. Теперь воспитателю достаточно сказать ему пару слов о том, что мама непременно придет, когда он поспит, и малыш успокаивается, засыпает или хотя бы спокойно лежит, не плачет.
- Сначала плакал при расставании с мамой сильно, долго, воспитателям трудно было его отвлечь, успокоить. А теперь расстраивается тоже, но быстро успокаивается в группе.
- Сначала ни с кем из детей не общался, грустил сам по себе, потом начал играть один, и через некоторое время стали появляться короткие игры, общение с другими детьми.
Это самые распространенные варианты изменений в поведении при привыкании к детскому саду. У вашего малыша адаптация может проходить так, а может немного по-другому. Важно, чтобы изменения были очевидны, и было понятно, что ребенок чувствует себя все лучше и лучше в детском саду.
Первое и самое главное, что нужно сделать, - это открыто и подробно рассказать ребенку, как вы будет строить ваш день, начиная с понедельника (или того дня, в который вы планируете пойти в детский сад). Расскажите, как проходит день в детском саду, что делают дети каждый день по порядку. Расскажите, что вы будете делать с утра вместе. Расскажите, как вы, отведя его в садик, пойдете на работу, что будете там делать. Обозначьте время, в которое вы будете забирать малыша, например: «Я приду за тобой после того, как ты поспишь, пополдничаешь и немного поиграешь или, если будет хорошая погода, погуляешь». Предложите ребенку поиграть в детский сад.
Очень рекомендую найти время и поговорить с воспитателями и няней группы. Рассказать о вашей ситуации, что вам необходимо начать водить ребенка именно на полный день сразу, поскольку сейчас везде практикуется постепенное увеличение времени пребывания в детском саду. Это психологически более мягкая для ребенка ситуация, но не всегда обстоятельства позволяют нам действовать наиболее мягко. Поэтому очень важно построить отношения сотрудничества с теми людьми, которым вы доверяете ребенка на целый день.
Можно обнять малыша, сказать, что вам тоже грустно расставаться, и вы будете скучать по нему, но придет время (то, что вы говорили раньше), и вы встретитесь, оденетесь и пойдете домой или погуляете немного (придумайте, какое-нибудь приятное занятие, которым вы вместе займетесь после детского сада). Не затягивайте прощание. Действуйте решительно, ребенок очень хорошо чувствует ваши сомнения. Вам нужно быть уверенной в том, что вы делаете и что это хорошо для вас с ребенком в вашей конкретной ситуации. Если вас саму мучают сомнения, обратитесь к детскому психологу. Он вам поможет разобраться и настроиться на нужный лад. И ребенок, чувствуя вашу уверенность, будет легче переносить расставание.
Как и в предыдущем вопросе, самое важное - это мамина уверенность в необходимости посещения детского сада. Дома вечером отвлеките ребенка, поиграйте с ним в спокойные игры (не мультики, а именно спокойные игры с водой, красками, пластилином, крупами). Не нужно бесконечно спорить с ребенком по поводу детского сада. Просто делайте то, что нужно. Нужно вставать - будите с приятными словами, массажем, песенками. Сочувствуйте, если малыш говорит, что не хочет идти: « Я понимаю, что не хочется, мне тоже трудно вставать по утрам. Но нам нужно идти. Я пойду на работу, а ты будешь в садике. А когда я тебя заберу, пойдем домой поиграем (то, что ребенок любит). Давай скорей ножку спрячем в колготки, а то ей холодно». Не ждите, что ребенок будет как маленький солдат – встал, умылся, оделся, побежал. Так бывает редко. Утреннее время перед садом обычно самое насыщенное и сложное для мамы. Ребенку нужно много помогать - и одеваться, и справляться с эмоциями.
6. Знаю, что многие родители терпят слезы детей при расставании и быстро уходят, оставив малыша в саду одного. Насколько это правильно, с вашей точки зрения?
Можно не терпеть, можно посочувствовать ребенку, сказать, что вам тоже грустно расставаться, но нужно идти на работу. А потом все же уйти, передав ребенка воспитателю. Таковы обстоятельства вашей с ребенком жизни. Маме нужно работать. У других людей все может быть иначе, и они могут быть с ребенком дома. ПРАВИЛЬНОГО варианта просто нет. Люди всегда действуют, исходя из того, как складываются обстоятельства.
Если ребенок после ухода мамы плачет часами, и это продолжается неделями, и ничто его не интересует, то детский сад – определенно, сильный для него стресс. И видимо, что-то нужно менять, возможно, придумать, как обойтись без садика. Но если малыш быстро успокаивается в группе, постепенно начинает общаться с детьми, есть, спать в саду, то значит, все идет хорошо, он адаптируется, даже если все еще сильно расстраивается при расставании.
Игрушки в детски сад обязательно надо с собой брать. И любые другие вещи, к которым привязан ребенок. Они очень помогают малышу адаптироваться в новом для него месте. А в дальнейшем игрушки служат для игр между детьми, для укрепления игрового интереса детей друг к другу.
Если ребенок к концу месяца плачет только при расставании, а после ухода мамы быстро успокаивается и играет, ест, спит в саду, то значит адаптация идет хорошо. А если ребенок плачет в саду по несколько часов или тихо сидит в стороне от всех или только на руках у воспитателя, то значит, он в саду не адаптируется, он еще, действительно, просто не готов его посещать.
10. Как лучше проводить время после детского сада (с 18 до 21), чтобы у ребенка была психологическая разгрузка? Может быть, какие-то игры спокойные или наоборот, прогулка на свежем воздухе?
Психологическая разгрузка у каждого ребенка своя. Некоторым детям нравится гулять, некоторым играть дома в спокойные игры. Смотрите по ребенку и вашим возможностям. Если ребенок дома после сада ведет себя слишком активно, бегает, прыгает по диванам, то, наверное, ему лучше будет хоть часик погулять перед сном. А если вы видите, что после прогулки ваш малыш приходит домой и падает от усталости так, что у него нет сил даже поесть и зубы почистить, то, возможно, достаточно прогулок, предусмотренных режимом детского сада. Есть один самый главный момент, который стоит помнить: мультики, компьютерные игры, планшет и телевизор не являются психологической разгрузкой. А все остальное выбирайте по вкусу.