C самого рождения малыша (а иногда еще и во время беременности) многие современные родители начинают беспокоиться о том, чтобы, как можно лучше, развивать своего ребенка. Особенное внимание уделяется методам ускоренного интеллектуального развития. Очень популярно сейчас высказывание: «после трех уже поздно». Основано оно на том, что наиболее активно мозг ребенка развивается именно до трех лет.
Да, это действительно так, потому что с рождения до трех лет человеческий организм проделывает огромную работу – превращается из беспомощного младенца в человека, который уже много может сам для себя сделать. Это серьезная задача. Научиться владеть руками, переворачивать свое тело, садиться, передвигаться с помощью ползания, ходить, говорить, освоить пользование горшком, научиться есть самому, выражать свои желания, освоить некоторые правила по которым живет семья – все это ребенок делает за первые три года. На это он и тратит такие огромные возможности своего мозга.
На чисто интеллектуальное развитие (таким, как его воспринимают взрослые) остается не так уж много ресурса. Это можно заметить по тому, как быстро малыш отвлекается от занятий, требующих сосредоточенности и долгого сидения на одном месте. Его биологическая программа развития не дает отходить далеко от основных задач возраста. Это механизм позволяющий регулировать соотношение физического, интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Очень просто увлечь малыша подвижной игрой с живым участием взрослого и ввести при этом элементы интеллектуального развития: например, собирать большие и маленькие палочки, рассматривать и радоваться каждой найденной. Тогда как большинству маленьких детей не слишком интересно рассматривать в книжке картинки, иллюстрирующие понятия «большой» и «маленький». Малыши любят действие и эмоциональное общение со взрослым, так как это соответствует их задачам развития на первые три года.
Поэтому, когда вы выбираете систему развития, стоит, прежде всего, ориентироваться на то, как она соотносится с основными задачами возраста. Задействуют ли задания, которые в ней предлагаются, двигательные навыки малыша и его потребность в общении, в разделении со взрослым радости познания? Оцените, насколько можно изменить, адаптировать задания, чтобы они соответствовали возрастным задачам и предпочтениям именно вашего малыша.
Критика современных популярных систем развития детей основывается на том, что они обедняют те или иные сферы развития ребенка. Часть из них была придумана изначально для детей с особыми потребностями. Для детей, развитие которых, шло не равномерно, не так как это задумано от природы. Поэтому та или иная система делает «упор» на ту сферу, которая у ребенка «западает». Это оправданно в случае нарушенного развития.
Использование тех же методик для детей с не нарушенным развитием не требует соблюдения строгих правил. Можно и нужно выбирать те игры и упражнения, которые подходят и нравятся вашему ребенку. Можно адаптировать задания, учитывая возрастные потребности ребенка. Например, ваш малыш не хочет сосредоточенно, самостоятельно заниматься с материалами Монтессори, он хочет вашего присутствия и живого участия. Так поиграйте вместе с ним! Порадуйтесь, как ловко у него получается вытаскивать фигурки из рамки или насладитесь вместе множеством цветных плашек. Таким образом, вы не «испортите» эффект от занятий, а, наоборот, дополните недостающий вашему малышу компонент эмоционального общения. Не стоит слепо следовать правилам, ведь это игра придумана для ребенка, а не ребенок для игры. Множество заданий из развивающих книжек можно превратить в живую игру и, таким образом, интеллектуально развивать ребенка без принуждения и вреда для его физического и эмоционального развития.
Если вы выбираете дошкольное учреждение, использующее только какую-то одну систему развития, то внимательно ознакомьтесь с тем, как идет воспитательный и образовательный процесс. Насколько то, что происходит в таком детском саду, соответствует возрастным и индивидуальным потребностям вашего ребенка. Не ориентируйтесь только на популярность методики, ведь реализовывают ее на практике совершенно различным образом, не всегда это будет приемлемым.