Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Вредные привычки у детей

Если вы заметили, что ваш ребенок грызет ногти или кончик карандаша, жует язык, накручивает волосы на палец,  дергает себя за губу или совершает прочие похожие действия, то не спешите его строго отдергивать. Любая из таких привычек имеет под собой причины, которые никуда не денутся даже, если вам удастся физически пресечь данное конкретное действие. Более того эти причины будут провоцировать совершать другое, почти такое же, действие. Перестал грызть ногти – стал трясти ногой. Не крутит волосы, но стал «съедать» карандаши. И так далее, по кругу. 

Чаще всего, наличие таких «вредных привычек» это признак того, что ребенок пытается справиться с беспокойством, тревогой или взять себя в руки и сконцентрироваться на скучной или неприятной деятельности. Это легко понять, понаблюдав за ребенком. Попробуйте провести эксперимент в течение пары недель. И вместо того что бы делать замечания ребенку, просто понаблюдайте за ним.

Такие наблюдения помогут вам понять, почему ребенок испытывает тревогу или скуку. Возможно, вам удастся устранить из его жизни часть неприятных ситуаций. Конечно, некоторые обстоятельства, увы, вы изменить не сможете. Но, все же, есть возможность помочь малышу научиться проживать неприятные моменты жизни. С подросшим ребенком можно разговаривать, учить его понимать, что он чувствует и по какой причине. Можно объяснять ему, что так бывает даже у взрослых, что все люди могут беспокоиться и тревожится. Расскажите, что вы делали в детстве, когда тревожились.  Может быть, у вас тоже были «вредные привычки». Покажите ребенку, что вы его понимаете и хотите помочь. Поэкспериментируйте вместе с ребенком, поищите вместе разные способы расслабиться, снять напряжение, например:

- Успокаивающий массаж спины, кистей, ног (голени и ступни).

- Подвижная игра, после которой наступает расслабление: обнимать, возиться, дурачится с ребенком.

- Очень приятно пить из трубочки, это отдаленно напоминает младенческое сосание, обладает успокоительным эффектом.

- Игры с водой, пластилином, тестом, крупами, песком (кинестетическим или обычным).

- Раскрашивание картинок.

- Можно делать аппликации из рваной бумаги или просто с удовольствием рвать ненужные газеты и журналы.

- Очень полезно позволять играть ребенку с музыкальными игрушками и простейшими музыкальными инструментами так, как ему хочется (барабан, ксилофон, дудочки, колокольчики, свистульки, трещотки, маракасы) - извлечение звуков помогает снимать эмоциональное напряжение.

- Для того чтобы занять руки можно давать ребенку «жвачку для рук» или кусок пластилина. Эти простые вещи всегда можно взять с собой куда угодно. Можно мять их перед сном, если это помогает успокоиться.

Систему требований к ребенку и домашних правил бывает так же полезно пересмотреть, если вы наблюдаете у ребенка проявления беспокойства в виде вредных привычек. Однако, эта задача уже несколько сложнее и, возможно, вам потребуется помощь психолога-консультанта, чтобы понять, что именно требуется изменить. Поскольку полная свобода от правил - это тоже не безопасная ситуация для ребенка.  


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика