Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

0

Стресс и школа

Очень часто детским неврологам приходится сталкиваться с ситуациями, когда не правильный подход в педагогике в школе является главной причиной развития достаточно серьезных патологических состояний. 

Понятно, что стрессовые ситуаций в определенной мере будут встречаться в жизни каждого и надо быть готовым к ним. Но давайте разберемся, как правильно относиться к этому вопросу.

Существует мнение, что стресс, как биологическая реакция, важен для развития человека. Но правильно называть это не стрессом, а пиковыми нагрузками, которые используются в любом тренировочном процессе для повышения его результативности, в подготовке к каким-либо нестандартным ситуациям.

Необходимо учитывать также и то, что организм ребенка отличается от организма взрослого незрелостью систем. Он находится в развитии и поэтому любые нагрузки должны соответствовать биологическому возрасту ребенка. Любое чрезмерное воздействие будет приводить к декомпенсации и нарушению гармоничного развития ребенка. В отношении детей особенно важен принцип постепенности. Все системы человека, весь его код (система кодирования) построены на правильных и  рациональных системах. Принципы постепенности и рациональности необходимы в становлении психики ребенка. Такой же подход должен быть и в педагогике.

Часто под педагогикой мы понимаем лишь процесс обучения в школе, но педагогика более широкое понятие. Педагогика -  это воспитание. Цель этого процесса - развитие ребенка.  И конечно, оно включает в себя  процесс воспитания в семье, правильный подход к которому встречается далеко не в каждой семье и очень часто абсолютно отсутствует. Очень часто воспитание, как целенаправленный процесс в семье, отсутствует. Но это отдельная тема для разговора.

Отдавая ребенка в школу, родители рассчитывают на профессиональный подход в развитии. Тут же и сталкиваются с проблемами, частичное решение которых должны брать на себя.

Две основные проблемы современной школы, которые способствуют возникновению стресса у детей это:

1. Игнорирование биологических процессов в развитии ребенка и необдуманное изменение нормативных положений.

2. Катастрофический дисбаланс между объемом даваемых теоретических знаний, их практическим осмыслением и усвоением. Усвоение и возможность практического применения этих знаний, наоборот, значительно уменьшились за тот же период времени.

К сожалению, нецелесообразность встречается и в других сферах жизни, и, к сожалению,  мы практически не можем влиять на политику этой нецелесообразности. Однако, можем и должны минимизировать ее отрицательное воздействие путем правильного развития ребенка в семье и мер профилактики стресса. 

В целях профилактики стресса рекомендуется: 

1. Исключать длительное раздражение сенсорных систем ребенка (громкая музыка, компьютерные игры, интенсивный свет, чрезмерное тепло или холод, неудобная одежда).

2. Вовремя изменять вид и характер активности.

3. Обязательно включать в режим дня  ритмичную двигательную активность (ходьба, бег трусцой, плавание, ходьба на лыжах, велосипед и т.п.).

4. Постепенно выстраивать режим дня.

5. Обязательно придерживаться своевременному отходу ко сну.

6. Рационально строить педагогический процесс ребенка в семье.

Дорогие мамы и папы, в свободное время  уделяйте больше внимания своим детям. 

 


Автор:
Сафаров Тимур Владимирович
Невролог
Яндекс.Метрика