Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Как объяснить ребенку, откуда берутся дети?

Пока ребенок маленький (2-4 года) ему не нужно знать подробностей процесса зачатия. Когда он спрашивает: «Откуда я взялся?». Достаточно сказать: «Ты появился из маминого животика».  Чаще всего, маленький ребенок больше ничего не спрашивает. Большинство родителей с объяснением такого уровня успешно справляются.

Если у семьи есть беременная родственница или знакомая, то дети обычно спрашивают:  «Что случилось с тетей, отчего такой большой живот?». Тут так же достаточно просто можно объяснить, что: «Там живет  малыш, так же как ты когда-то жил у мамы в животике». 

Самый главный «секрет» успешных разговоров с ребенком на тему появления детей на свет  - это дожидаться вопросов и отвечать только на то, о чем ребенок спрашивает как можно проще. Не пытайтесь объяснить все сразу, надеясь, что ребенок больше не будет об этом спрашивать. Маленький ребенок просто не усвоит такое количество сложной информации. С течением времени он будет спрашивать еще и еще, постепенно ему захочется знать все больше деталей. Ведь, в самом деле, это удивительно, что малыш живет в теле мамы. Посмотрите на это глазами ребенка. Конечно же, ему интересно, как именно живут малыши в животе. Может, они там чай пьют или играют в кубики.  Детям любопытно, какой у них там «домик».

Детские анатомические книжки позволят удовлетворить исследовательский интерес вашего ребенка. Они содержат ровно то, о чем сейчас спрашивает ребенок. Он спрашивает о том, как все устроено, ему хочется представить себе получше «домик» малыша. Там же, в книжках, можно показать и специальное отверстие, через которое малыш выходит наружу из живота, когда ребенок спросит вас об этом. Обычно это следующий вопрос, которым озадачивается ребенок, изучив в подробностях внутриутробную жизнь.  Представляйте себя преподавателем анатомии, а ребенка маленьким любознательным студентом. Такая игра поможет вам меньше смущаться при подобных разговорах, легко называть органы, так как они обозначены в книжке. Для дошкольного возраста будет достаточно книжек по анатомии, к ним можно возвращаться много раз, уточнять и расширять знания по мере возникновения вопросов.

Ближе к школьному возрасту, дети начинают задавать вопросы, на которые взрослым ответить значительно труднее, чем на предыдущие: о том, как дети попадают к маме в живот и о роли папы в этом процессе. Родителям очень часто бывает сложно найти простые и в то же время достаточно правдивые слова. Поэтому я приведу примерный текст о том, как можно ответить на такие вопросы: «Мама с папой спят вместе и, именно тогда, клеточка от папы переходит к маме». Возможно, ваш ребенок на этом не остановится и спросит, как именно клеточка переходит. В таком случае снова берите анатомические книжки в руки и показывайте на них. «Органы мамы и папы должны соединиться вместе, потому что папины клеточки очень хрупкие и не могут жить на воздухе. Соединяются вот здесь (покажите в книжке, куда именно попадает орган папы), входят один в другой. И тогда папины клеточки безопасно переходят к маме, попадают в матку, встречаются с мамиными клеточками и сливаются в одну. Получается общая клетка, из которой вырастает малыш».

Возможно, вам придется еще не один раз об этом рассказывать, ребенок будет уточнять и задавать дополнительные вопросы. Помните, что детей это интересует пока с технической точки зрения.  Чувственная сторона, сопровождающая процесс зачатия ребенка, им еще не доступна в силу физической незрелости. Поэтому и отвечать на такие вопросы, нужно просто объясняя, как все природой задумано, как она позаботилась, чтобы сохранить очень хрупкие клеточки, дающие жизнь. Очень важно, чтобы все эти слова, именно в такой бережной форме, ребенок услышал от родителей. Конечно, рано или поздно он может получить информацию и из других источников. Наверное, вы представляете, как об этом говорят дети между собой, сколько неточностей, слухов и страхов может быть. И, конечно, вы представляете, что можно найти в интернете (даже если у вас дома нет компьютера в свободном доступе, он может найтись у друга).

Есть специальная литература для детей, посвященная этой тематике, к которой, как к спасительной соломинке, пытаются обратиться родители, когда не хотят разговаривать на эти темы с детьми. Однако, даже если вам нравится то, как изложена в книжке тема зачатия и у вас нет нареканий по поводу содержания картинок, одной книжки без ваших объяснений будет мало. Ребенку важно поговорить об этом с близким взрослым, услышать от него как все происходит, обрести уверенность, что все именно так и это правильно, нормально. Разговор со взрослым нужен для того, чтобы у ребенка была своя точка зрения на этот счет. Чтобы он не терялся и не пугался при разговорах с ровесниками и детьми постарше, которые очень часто говорят об этом грубо и искажают информацию. Такие разговоры среди детей были, есть и всегда будут. И очень  важно, чтобы ребенок мог прийти к вам и уточнить все, что вызвало его беспокойство. Получить от вас разумное объяснение услышанному.

К сожалению, в современной жизни ребенок, так или иначе, сталкивается с нецензурной бранью, например, на улице. И тогда у него возникает вопрос: «Что означают эти слова?» В такой ситуации родителям стоит помнить, что часто грубые упоминания различных видов сексуальных контактов служат лишь для выражения агрессии и тогда нужно лишь рассказать, что это просто ругательство и человек так выражал свои эмоции, а не вдаваться в подробности различных способов совершения полового акта. Ребенок все равно вас не поймет, а только еще больше запутается, поскольку разнообразие в этой области служит чувственной сфере, которая ему пока не доступна в силу незрелости.

 


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика