Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Поговорим с детьми про деньги

В среднем, к младшему школьному возрасту, многие родители начинают выдавать своим детям некоторые денежные суммы. Чаще всего, это деньги на целевые расходы - на еду школьном буфете. С этой статьей доходов все более или менее понятно, как и на что тратить эти деньги. Обычно у ребенка не возникает сложностей и вопросов при их использовании. Максимум, что может случиться, это то, что ребенок потратит их не на то, о чем договаривались с родителями.

Но за последние годы в нашей стране участилась практика выдачи ребенку так называемых «денег на карманные расходы». Иногда это делается из смутных ощущений, что так правильно и так принято, без осознания родителями смысла и цели этого действия. Родитель чувствует себя обязанным выдавать деньги так же, как еду и одежду. Или же родитель идет немного дальше и, кроме того, что считает выдачу ребенку денег на регулярной основе справедливым и правильным, задается целью научить ребенка ими пользоваться: планировать траты, понять ценность денег, научиться их считать и т.п.  

Однако при таком подходе, когда просто регулярно выдаются деньги и ожидается, что ребенок научится ими пользоваться, ребенок не поймет основного смысла денег. Ведь деньги - это, в основном, вознаграждение за работу. И поэтому у ребенка не будет мотивации беречь их и рационально расходовать – они ему самому достались просто так, поэтому не имеют ценности такой, как для человека, их заработавшего. Это закон человеческой психологии: то, что досталось нам бесплатно, значительно менее ценно, чем то, за что пришлось потрудиться.

Если вы хотите действительно научить ребенка пользоваться деньгами и понимать, как и откуда они появляются в семье, как их лучше всего использовать, то подключайте ребенка к планированию и расходованию семейного бюджета, когда ему исполниться 4-5 лет.

Удобным поводом для разговора может послужить очередная просьба ребенка о новой игрушке, особенно если игрушка дорогая для вашего кошелька. Говорить можно, например, так: «Да, это действительно замечательная игрушка. Я понимаю, что тебе очень хочется с ней играть, унести ее домой. Но прямо сейчас мы ее купить не можем, потому что, если мы ее купим, то нам не на что будет купить масло, молоко, твои любимые печенья (и т.п.). Давай с тобой договоримся, что мы купим ее через неделю, когда мне заплатят зарплату на моей работе. А пока давай сделаем для этой машинки гараж (для куклы платье)».

Дальше ребенок может задавать разные уточняющие вопросы в зависимости от возраста и уровня развития. Отвечайте так, чтобы было честно и в то же время понятно ребенку. И если вы что-то обещали купить, то сдержите слово, а если снова не получается, то объясните причину и договоритесь о новой дате покупки.

Таким образом вы вводите первое наиважнейшее понятие о деньгах для ребенка: деньги не появляются просто так, их платят за работу, и их не может быть неограниченное количество.

Дальше, если поддерживать с ребенком беседы о тратах, он начинает сравнивать цены на различные товары, начинает считать, сравнивать с доходом семьи, и это уже начало разумного отношения к использованию денег. Таких богатых возможностей развития при трате только карманных денег для ребенка просто не может быть. Воспитанный таким образом ребенок уже достаточно рано начнет соизмерять свои запросы с имеющимися у семьи возможностями и к подростковому возрасту станет задумываться о работе. И стоит предоставить ему такую возможность – либо выполняя дома какие-то дополнительные поручения, помимо основных домашних обязанностей, либо делая иную реальную, нужную работу, которую вы или может быть ваши друзья можете ему доверить. Такая работа повышает самооценку ребенка, делает осмысленной дальнейшую учебу и дает ему возможность по-настоящему научиться зарабатывать деньги и рационально их использовать.

Многие родители стесняются обсуждать с детьми такие темы, им кажется, что не детское это дело, знать о реальных доходах и расходах семьи, особенно если доходы скромны. Им кажется, что разговорами о деньгах они ущемят интересы ребенка и нагрузят его тяжелой, неприятной информацией. Да и просто многим людям в силу их убеждений и особенностей воспитания бывает стыдно и неудобно говорить о деньгах даже с супругом или другими людьми.

Но маленькие дети еще не в курсе, кто сколько зарабатывает, какие бывают доходы у других семей. Поэтому они воспринимают реальность жизни семьи такой, как она есть, не плохой и не хорошей. И учатся жить они в той реальности, которая у вашей семьи есть сейчас. Вы можете использовать доходы любого уровня, чтобы научить ребенка правильно обращаться с деньгами.



Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика