Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

0

Пальчиковые игры – радость развития!

Ваш малыш растет и развивается. Он широко открытыми глазами смотрит на этот мир и осваивает все деятельности: рисует, лепит, конструирует, а возможно даже начинает играть на музыкальном инструменте… И очень жаль, что в этот период открытий мама, незаслуженно, забывает про пальчиковые игры. А ведь это целая кладезь развивающего направления!

Пальчиковые игры  просто и доступно отображают реальность окружающего мира – предметы и их назначение, животных и их повадки, людей, их деятельность и характеры, явления природы. Кроме того, это та «развивающая игрушка», которая всегда с вами: вдруг вы оказались в дороге или момент ожидания на приеме у врача  затянулся. И когда все цвета на рекламных щитах и стендах названы,  посчитаны все цветы на подоконнике и ваша фантазия иссякла. Вот тут-то на помощь придут  пальчиковые игры - известные вам с раннего детства малыша или придуманные спонтанно. Ведь о том, что мы видим, мы можем рассказать руками. А если  у вашего малыша в копилке есть некоторый запас стихотворений, то можно их проговорить с помощью пальчиков и кистей рук!

Существует большое количество игр на развитие тонких движений пальцев рук:

- Статичные игры со  стихотворным  текстом.

Они развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее. Эти игры знакомят малыша с простыми движениями пальцев рук. Чем больше их будет в арсенале ребенка, тем интереснее и точнее можно отображать стихи, сказки и просто окружающий мир руками.

Например, игра «Фонарики»:

Вот фонарики горят, всех ребяток веселят!              - растопырить пальчики на пр. и л. р

Вдруг погасли фонари! Ты скорей домой беги!        - сжать пальчики в кулачок

А можно выполнять это упражнение на распев, приплясывая ручками, а затем ручки прятать за спинку. А можно чередовать ладонь и кулак правой и левой руки  и тогда мы будем стимулировать межполушарные связи….

 

-Частично статичные игры со стихотворным текстом

Они побуждают малыша к творчеству. В стихотворной форме дети все запоминают  быстрее. Ребенок может проговаривать и выполнять движение пальчиками,  как в свободное время, так и на прогулке.

Например, игра «Зайка и козлик»

Зайка ушками играет,

Козлик рожками бодает.

Козлик, зайку не пугай,

Лучше с зайкою играй.

(попеременно правой и левой рукой - образ зайки, образ козлика)



«Кошка на ладошке»

Вот кулак, а вот ладошка!

На ладошку села кошка.

И пошла, пошла, пошла-

Мышку там нашла –пип!


-Активные игры со стихотворным текстом, с элементами массажа.

В таких играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Например, игра «Капуста»

             
или см. наши видеоролики «Птички», «Ветерок», «Камешки», «Маляры» и др.

-Активные игры с предметами и стихотворным текстом (или в сопровождении с музыкой)

Каждая мама должна знать, что выполнение  упражнений с предметами и ритмических  движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге прекрасно стимулирует речевую активность ребенка. В качестве предметов можно использовать деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши, грецкие орехи, веревочки, су-джок  (симпатичный шарик с острыми шипами и 2 колечками внутри).

Все игры с предметами так же носят элемент массажа. Сначала, вы должны познакомить ребенка с предметом, показать как с ним «играть». Когда малыш хорошо запомнил текст игры и основные движения предложите ему ведущую роль - пусть он играет с вашими пальчиками или с пальчиками братьев  (сестер) или друзей.

-Игры манипуляции (с персонажами сказок, нарисованным смайликами и т.д.)

Они  создают благоприятный эмоциональный фон. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно распределять его.

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. Вы можете использовать готовый пальчиковый театр, а можете придумывать персонажей своих историй и изготавливать пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, а также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку со своим ребенком.

-Пальчиковые кинезиологические игры  (по другому их называют «гимнастика мозга»).

Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания и  сосредоточенности.

Например, игра «Пальчики здороваются»

Мама  показывает сама и просит ребенка поочередно перебирать пальцы на правой руке, затем на левой. И только когда малыш хорошо освоил это упражнение для правой и левой руки, можно попросить его делать это упражнение одновременно руками.

-Здравствуй пальчик! (соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. здороваемся с каждым пальчиком)

Как вариант:

В гости лисонька пришла   («здороваются» пальчики правой руки)

И медведя привела.

В гости белочка пришла.

Заиньку с собой взяла

 

Лисонька плясала                («здороваются» пальчики левой руки)

Белка напевала

А медведь играл

Заинька- плясал!

(см. наш видеоролик «Пузыри»)

 К кинезиологическим  играм   относится игра «Лужа» и «Кулак- ребро - ладонь»

«Лужа»

В лужу камешек кидаю

Очень метко попадаю

Ты со мною поиграй

В лужу камешек кидай

( последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

"Кулак  -  ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

(см. наш видеоролик «Бегемотики», «Крестики и нолики» и др.)

В заключение, хотелось бы  сказать, что важно разучивать все игры последовательно - сначала  правой рукой, затем левой рукой; при успешном выполнении – двумя руками одновременно. Нежелательно  что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка (малыш  может просто физиологически не  в состоянии справиться с заданием).

Играйте не только  по желанию ребенка, но и используя положительный эмоциональный фон, побуждайте малыша к подражанию.

Конечно,  недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Помните, что пальчиковые игры - это очень простое развлечение для ребенка, которое имеет колоссальное влияние на его развитие.




Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
Яндекс.Метрика