Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

0

Ребёнок меня "не слышит"

Часто родители, сами не замечая того, разговаривают с ребенком посредством коротких распоряжений и совсем не уделяют времени (или мало уделяют) разговору "глаза - в глаза", диалогу с ребенком. Диалог выглядит так: родитель зовет малыша по имени, привлекает его внимание, приседает рядом, смотрит ребенку в глаза, что-то просит сделать, а ребенок соглашается или не соглашается, аргументируя это тем, что ему нужно, что-то доделать. Происходит разговор, в результате которого стороны (родитель и ребенок) договариваются: "Ты можешь доиграть еще 5 минут, и мы пойдем зубы чистить". 

Если же родитель просто скажет «Иди чистить зубы» ребенку, занятому интересной игрой, очень велика вероятность того, что ребенок не захочет слушаться. Сначала, (в 2-3 года) дети еще говорят вслух, что не хотят идти, так как хотят доиграть, если родители игнорируют эти слова (не идут на разговор, настаивают на своем), то, со временем, ребенок начинает молча игнорировать просьбы (ведь доиграть-то хочется!). В результате получается ситуация, когда мама повторяет по 10 раз, а ребенок "не слышит".

Послушание - это осознанное усилие ребенка, на которое он идет добровольно, тогда, когда он чувствует, что у него всегда есть возможность попробовать договориться с родителями о тех или иных вещах. Есть, конечно, незыблемые правила (спать все равно придется ложиться), но есть и вещи, которые могут делаться по-разному:

- можно убрать игрушки самостоятельно, а можно и попросить помочь маму и сделать это вместе;

- можно договориться, что ребенок  уберет машинки в  контейнер, а родитель сложит на место кубики или же ребенок сложит и то, и другое, а родитель подметет пол.

Дети очень любят участвовать в общем деле и очень не любят, когда их принуждают делать что-то в одиночестве. Применив немного хитрости, многие дела, можно сделать «совместно».

Чистить зубы одному -  очень скучное, с точки зрения ребенка, занятие, но если рядом мама моет ванну, чтобы потом можно было поиграть в ней, то ребенок охотно включится, и радостно будет выполнять рутинное дело.

Если родители чутки к желаниям ребенка, и, в меру возможностей, идут ему навстречу. То и ребенок, научится этому у них и пойдет навстречу.

От того, как родители общаются с ребенком, во многом  зависит и то, как будут общаться с ним педагоги в детском саду и школе. Ребенок, не имея возможности, договариваться дома, будет пытаться осуществить это с воспитателями и им "достанется" в двойном размере, поскольку изначально потребность быть услышанным не была удовлетворена с родителями. Реакция ребенка, даже на простые требования педагогов, бывает чрезмерна. Ребенок может спорить буквально по каждому поводу, игнорировать режимные моменты, не признавать никаких правил.

Изменив отношения дома, вы сможете изменить и реакцию ребенка и на других взрослых - уже не будет потребности спорить по каждому поводу. Процесс этот не быстрый - ребенок должен привыкнуть к тому, что с ним общаются по-другому и насытить неудовлетворенные ранее потребности. 

 


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика