Многим родителям приходится сталкиваться на приёме у детского невролога со страшно звучащим диагнозом - перинатальное поражение ЦНС. Перинатальные поражения ЦНС или перинатальные энцефалопатии – это группа состояний, синдромов и заболеваний нервной системы у детей, возникших в перинатальный (околородовой) период. Ведущим фактором, приводящим к возникновению данных состояний, является гипоксия и ишемия головного мозга новорождённого в родах. В группе риска будут дети, которые имели особенности развития во внутриутробном периоде (гипоксия плода, осложнения беременности, заболевания матери, перенесённые инфекции, отягощённый акушерско-гинекологический анамнез у матери, вредные привычки и др.).
В поликлинике до сих пор существует явная гипердиагностика этих состояний. Одно время процент постановки этого диагноза достигал 70–80 % всех детей до одного года, тогда как на западе составлял порядка 2 %. Связано это с недостаточной квалификацией врача на приёме в поликлинике и желанием подстраховать себя по принципу - лучше поставлю диагноз, чем окажется, что пропустил патологию. С другой стороны, часто бывают случаи недостаточной и несвоевременной терапии патологических состояний нервной системы. Диагноз выставляется, а терапия практически не назначается.
Как родителям разобраться, что у ребёнка все нормально, что нет патологии нервной системы? Как не пропустить патологию и получить своевременное, правильное и адекватное лечение? Когда бить тревогу и искать грамотного детского невролога?
Рассмотрим аспекты, которые позволят родителям хотя бы ориентироваться в своих действиях, когда ребёнку выставляется диагноз или возникает тревожность в отношении его состояния.
Итак, головной мозг ребёнка после рождения представляет собой орган, который, как и многие другие системы и органы новорождённого находится на стадии своего развития. Развитие мозга ребёнка, до года, идёт колоссальным темпом. Условно, ребёнок за короткий промежуток времени проходит огромный этап эволюционного развития. Естественно, если в результате гипокси-ишемических, травматических, инфекционно - токсических воздействий произошло повреждение головного мозга, то нарушается процесс его созревания и развития. В некоторых случаях это может приводить к грубой задержке психического и моторного развития. Соответственно выделяют три степени тяжести повреждения головного мозга: лёгкая, средняя и тяжёлая.
В соответствии с клиническими проявлениями выделяют:
- Синдром (симптомокомплекс) повышенной нервно-рефлекторной возбудимости.
- Синдром двигательных нарушений.
- Судорожный синдром.
- Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций.
- Гидроцефальный синдром.
- Синдром задержки психо-моторного и речевого развития.
Как оценить состояние своего ребёнка?
1. Околородовой анамнез. Мама всегда может ответить себе, как протекала беременность и роды. Закричал ли ребёнок сразу после родов, приложили ли его к груди, активно ли сосал грудь первые дни после родов? Оценку состояния ребёнка в родах хорошо показывают баллы по шкале Апгар, которые выставляются в каждой обменной карте, выдаваемой маме при выписке. Апгар - это 10 балльная система: 9-10 - отлично, 8 - хорошо, 7 -удовлетворительно, 6-5 - плохо. Правда, оценка Апгар часто бывает чуть завышена, так как это один из статических критериев оценки деятельности родильного отделения. Но в принципе, оценка - 9/10, 9/9, 8/9 - обычно соответствует нормальному состоянию ребёнка. Оценка 8/8, 7/8 - вызывает дополнительное внимание, оценка 6/7, 5/6 и ниже - говорит о большой вероятности неврологической патологии.
2. Объективное состояние ребёнка и его соответствие возрастному уровню развития психики и моторики. Эта информация будет рассмотрена в отдельной статье.
Эти критерии позволяют родителям сделать предварительные выводы об отсутствии или наличии патологии нервной системы, задуматься о правильности постановки диагноза врачом специалистом и об адекватности назначенной терапии. К сожалению, родителям приходится сталкиваться как с недостаточной компетенцией, так и с недобросовестностью врача. Часть врачей осознанно использует мнимую аггравацию состояния ребёнка, для влияния на родителей с целью коммерческой выгоды и «привязки» пациента на дорогостоящий курс лечения.
Будьте грамотны и внимательны в отношении своего ребёнка. Добросовестность и порядочность доктора, такой же важный фактор, как и его компетентность.