Многие современные родители, начиная читать ребенку сказки или петь колыбельные, задаются вопросом, почему в них так много страшных и опасных происшествий:
- колобка съели;
- волчок утаскивает спящего на краю малыша;
- мальчика с пальчик родители вместе с братьями увели в лес, потому что кормить было нечем;
- гуси-лебеди унесли мальчика, играющего около дома и так далее.
«Зачем все эти ужасы моему ребенку?» — спрашивает себя родитель.
Давайте разберемся, как появилась традиция рассказывать ребенку сказки и зачем ее использовали с древних времен. Человеческий младенец очень долго остается беспомощным, не способным себя защитить, он ничего не знает о возможных опасностях, грозящих ему. Взрослые, окружающие ребенка, через пение колыбельных и рассказывание сказок как можно раньше на понятном языке старались донести до ребёнка то, как устроен этот мир: за порогом дома ему угрожает опасность, и лучше для него будет держаться поближе, пока он совсем мал. Самые известные фольклорные произведения этой тематики - колыбельная «Волчок» и сказка «Колобок».
По мере роста и развития ребенка сюжет сказок усложняется. Герои выходят в мир, когда в этом возникает жизненная необходимость, и преодолевают на своем пути различные трудности, иногда смертельно опасные. Так происходит рано или поздно в жизни каждого выросшего человека. Так или иначе, ему приходится жить самостоятельно. На примере сказочных героев можно показать ребенку, какие качества характера и навыки помогут ему справиться с трудностями. Например:
- мальчик с пальчик выжил благодаря своей сообразительности;
- зайке, выгнанному из дома лисой, помогали другие звери-друзья;
- герою сказки «Кот в сапогах» помог кот, казавшийся сначала бесполезным;
- злую Бабу-Ягу можно к себе или расположить или обхитрить;
- чудовище может просто нуждаться в любви и ласке, и тогда оно станет добрым.
Сказки учат гибкости мышления, предприимчивости, способности не унывать даже в самых сложных ситуациях. Это все очень важные качества, которые пригодятся в жизни. Сказочная история — это возможность для ребенка примерить на себя и узнать самые тяжелые жизненные обстоятельства, например смерть близких («Крошечка Хаврошечка»). Смерть в сказке может стать хорошим поводом поговорить с ребенком на эту тему. Часто дети в возрасте 5–7 лет переживают и пытаются осмыслить тему смерти, а родители даже не догадываются об этом.
Язык сказок более понятен ребенку, чем простые указания, совет или нравоучения. Дети любят отождествлять себя с героями повествований, и незаметно для себя, на их примере, учатся справляться с трудностями, как бы играя роль. Проигранный опыт закрепляется в памяти как возможный способ действия, даже если ребенок играл только в воображении.
Уже в детском саду и школе вашему ребенку могут встретиться весьма разные люди. Одна воспитательница может быть похожа на добрую фею крестную, а другая напоминать злую ведьму. И с этим приходится как-то справляться. Не всегда есть возможность изменить учебное учреждение, да и нет гарантии, что в другом месте не будет своей «ведьмы». Одноклассники ребенка не все милые и приятные в общении. Дети попадаются очень разные, и нужно уметь и постоять за себя, и вовремя прийти на помощь слабому.
Помощь сказки при воспитании ребенка трудно переоценить. Сказка практически универсальный инструмент. Достаточно лишь выбрать подходящий сюжет, а потом обсудить с ребенком прочитанное, мягко навести на аналогии в его собственной жизни. Не всегда жизнь ребенка безоблачна и радостна, бывают и грустные моменты. Нужно научить ребенка проживать их, и в этом родителям помогут страшные и грустные сказки.