Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

2

Изучение правил поведения в обществе

Рано или поздно в жизни практически каждого малыша наступает момент, когда мама отправляется с ним гулять на детскую площадку. Там они встречают других детей и их мам, пап, бабушек. Пока ребенок только присматривается к другим детям или играет один, обычно вопросов не возникает. Но как только появляется какое-либо взаимодействие детей между собой, малышу требуется помощь родителя. Сам ребенок еще мал и не знает, как правильно поступить в той или иной ситуации. Задача родителя - помочь ему узнать правила и научиться их применять, а также, на первых порах, защитить от обидчиков (тех, кому плохо объясняли или вообще не объясняли правила).

Итак, рассмотрим возможные ситуации.

Ситуация 1: Вашему малышу очень понравилась чужая игрушка. Он хочет с ней поиграть.

Вы, начиная с самого маленького возраста, ходите по площадке вслед за своим ребенком и каждый раз, когда он тянется к чужой игрушке, объясняете ему: «Это чужая игрушка. Давай спросим у девочки, можно ли поиграть». Спрашиваете: «Девочка, можно мой сын поиграет твоей игрушкой немножко? Мы потом обязательно тебе отдадим». Услышав утвердительный ответ, вы говорите: «Давай, сынок, скажем девочке «спасибо». Ребенок кивает головой или говорит что-то в силу своих возможностей. И только тогда вы берете игрушку и играете. 

Ситуация 2: Другому ребенку понравилась игрушка вашего малыша. Он вежливо просит игрушку или, если не умеет еще говорить, протягивает руку, не пытаясь отобрать. 

Вы объясняете своему малышу: «Смотри, мальчик (девочка) просит у тебя твою машинку. Ему тоже хочется поиграть. Он немного поиграет и отдаст. Давай поделимся?» Дальше ваш ребенок может дать свою игрушку или не дать. Если дал, то вы говорите: «Вот какой ты молодец! Мальчик очень рад. Он говорит тебе «спасибо». Теперь он чуть-чуть поиграет и отдаст обратно». Тот ребенок может сказать «спасибо» или не сказать, но стоит обратить внимание вашего малыша на удовольствие другого. 

Ситуация 3: Другому ребенку понравилась игрушка вашего малыша, но он (ваш малыш) не захотел делиться своей игрушкой. 

Не надо настаивать и стыдить его - это его право. Но следует обратить его внимание на огорчение другого ребенка: «Ты не хочешь давать свою машинку. Да, я понимаю, тебе сейчас хочется с ней самому поиграть. Но посмотри, как мальчик расстроился. Он хотел только чуть-чуть с ней поиграть и вернуть обратно». Вы можете сказать другому ребенку, что в этот раз никак не получится поиграть с машинкой, или можете предложить принести свою игрушку для возможного обмена с вашим малышом. Попробуйте научить своего малыша, что можно еще и меняться: «Посмотри, мальчик принес тебе свою игрушку поиграть. Давай, ты ему дашь машинку поиграть, а он тебе - свою игрушку. Вы поиграете немножко, а потом обратно поменяетесь: он даст тебе твою игрушку, а ты ему - его игрушку».  И опять, ваш ребенок может согласиться, а может и не согласиться. Если не согласился, слова и сценарий - те же, что и выше. 

Действуя таким образом, вы показываете, что уважаете его право на собственность, его интересы, его желание или нежелание делиться, принимаете то, что он может не сразу поверить, что ему вернут игрушку. Также вы обращаете внимание ребенка на то, какие социальные последствия несет его согласие или несогласие делиться. Когда вы снова пойдете на прогулку с вашим не пожелавшим делиться малышом, обращайте его внимание, как играют, делятся и меняются между собой другие дети. Постепенно его опыт будет накапливаться, и он тоже решится кому-нибудь дать поиграть свою игрушку или поменяться при случае.  

Ситуация 4: Чужой ребенок, оставленный родителями без присмотра, грубо пытается отобрать игрушку у вашего малыша.

Вы, определенно, должны вовремя вмешаться и не позволить обижать своего малыша. Спокойно и твердо скажите другому ребенку, что отбирать игрушки нехорошо, а надо просить. Заберите вашу игрушку и отойдите от обидчика. Своему же малышу объясните, что тот ребенок пока не научился играть с другими детьми. А когда он научится, вы обязательно с ним поиграете.

Прививая ребенку эти нехитрые правила с самого раннего возраста, вы заложите крепкий фундамент логичных и простых правил жизни в социуме. Разумеется, чем старше ребенок, тем сложней отношения. Но основа всегда остается одинаковой: родители учат ребенка уважать окружающих, уважая его самого, и уважительно, на его глазах, обращаясь с окружающими, какого бы возраста они ни были. 


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика