Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Детские страхи

Страхи у детей бывают очень разные, и в каждом случае нужен свой, индивидуальный подход, чтобы помочь ребенку и родителям вместе преодолеть страх. Однако есть несколько типичных ситуаций возникновения страхов у детей, которые мы рассмотрим в рамках этой статьи.

Страхи у детей раннего возраста.

У детей до трех лет часто возникает страх перед привычными, уже давно освоенными бытовыми действиями после того, как это действие однажды причинило ребенку боль или сильный дискомфорт. Например, ребенок может начать бояться мыться и даже трогать воду после того, как она в результате стечения обстоятельств оказалась слишком горячей или слишком холодной или он, заигравшись, неожиданно погрузился в нее слишком глубоко.

Часто бывает, что ребёнок отказывается есть пищу, которую раньше ел с удовольствием и даже любил, после перенесенных болезней, связанных с болью во рту, в горле, желудке или если ребенок каким-то продуктом однажды сильно подавился. Некоторые дети могут утратить навык пользования горшком после серьезного запора, сопровождавшегося болью, неприятными процедурами по освобождению кишечника.

Так как все вышеперечисленные и им подобные ситуации связанны напрямую с поддержанием организма ребенка в здоровом состоянии (невозможно не мыть ребенка, очень желательно, чтобы он ел здоровую, разнообразную пищу, а уж регулярное опорожнение кишечника - это вообще вопрос очень серьезный), то родители, столкнувшись с такими страхами у ребенка, часто приходят в отчаяние в попытке их перебороть.

Как же можно помочь малышу? Очень важно родителям с пониманием и терпением относиться к тому, что малыш не может сразу начать доверять тому, что так жестоко его подвело, причинило боль, испугало. Ведь он, в отличие от взрослых, не может знать наверняка, что такого больше с ним не произойдет, а также не может знать и понимать, для чего ему мыться, правильно питаться и регулярно ходить на горшок. Его размышления еще не могут простираться так далеко, он не хочет боли и дискомфорта прямо сейчас и решает проблему по-своему.

Поэтому очень важно заинтересовать ребенка, привлечь его внимание новым подходом к старым бытовым процедурам. И тут сгодится любая выдумка родителей – важно сделать ситуацию изначально максимально непохожей на ту, что была при травмировавших обстоятельствах.

Если боится воды, то начните с игр малым количеством непроточной воды в кувшинчике и несколькими стаканчиками. Потом, когда малыш освоится, перенесите игры в ванную комнату, играйте водой, текущей из крана раковины, намочите губку и покажите, как можно весело поливать пальчики. Дальше уже можно попробовать переместиться в ванну без воды или большой таз и поливать из губки или кувшинчика ножки, животик и т.д. И вот так незаметно вы уже и помыли ребенка, заняв его игрой! Разумеется, путь к тому, что бы помыть ребенка, может занять не один день, но зато потом проблем с мытьем у вас уже не будет.

Точно так же можно обыграть и кормление: увлеченно кормить кукол, с аппетитом есть взрослому, привлекать ребенка к помощи в приготовлении еды для всех.

При проблемах с походом на горшок помогут различные игры на эту тему: куклы, садящиеся на горшок, отвлекающие игры во время того, как ребенок сидит на горшке (незаметно для себя он сможет «отпустить ситуацию», и все получится).

«Творческое» осмысление родительских предупреждений

Другим весьма распространенным видом страхов у детей постарше являются страхи, появившиеся в результате искренней заботы взрослого о здоровье и безопасности ребенка. Приведу примеры. Мама сказала ребенку, что если проглотить жвачку, то можно умереть (ну или в более мягком варианте, что это очень вредно, а чем вредно, не уточнила). Мама хотела, чтобы ребенок не глотал жвачек, это, и правда, не полезно. Но вот однажды так получилось, что ребенок жвачку все-таки случайно проглотил. И стал на полном серьезе ждать смерти или наступления тех самых вредных, неизвестных последствий, испытывая при этом сильнейший страх, фантазируя, как именно он будет умирать или что начнет с ним происходить.

Или другой пример: мама, заботясь о том, чтобы дочка вовремя опорожняла мочевой пузырь, сказала ей, что никогда нельзя долго терпеть, если хочется в туалет, от этого образуются камни в почках. Так получилось, что однажды девочке пришлось терпеть достаточно долго (а у маленьких детей, как известно, время тянется дольше, чем у взрослых, и ребенку данный отрезок вообще показался вечностью). За это время девочка успела отчетливо осознать, что все потеряно и камни в почках уже точно образовались, и пришла просто в отчаяние…

В обоих случаях дети были «спасены» внимательными взрослыми, объяснившими и уточнившими ситуацию. И это очень благоприятный исход дела, поскольку бывает, что ребенок никому не говорит о том, что его мучает, и может долго страдать в одиночестве.

Чтобы не допустить возникновения таких страхов, всегда нужно продумывать предупреждения, которые вы хотите сделать ребенку. Они должны быть максимально четкими, правдивыми, не оставляющими места для страшных «додумываний». А также правила и ограничения должны быть осуществимыми в практической жизни ребенка.

Страхи родом из мира фантазий

Страхи темной комнаты, одиночества при засыпании, «подкроватных монстров», дядек в углу комнаты, того, что может появиться в зеркале, и так далее - это обычно самые яркие и заметные страхи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. И чем старше ребенок, тем больше может удивлять, а иногда и раздражать родителей необходимость неустанно объяснять ребенку, что его страхи - это выдумка и бояться тут нечего.

Эта стратегия совладания со страхами обычно является первым, что родители начинают применять. А ребенок либо упорно сопротивляется и продолжает бояться, либо замыкается, перестает говорить и боится в одиночестве, постепенно приобретая психосоматические симптомы, которые в итоге привлекают внимание родителей, но докопаться до причины заболеваний уже очень сложно.

Почему же не работают разумные доводы родителей о том, что под кроватью объективно пусто, а в углу не стоит никакого дядьки ни при свете, ни тогда, когда темно? Дело в том, что дети воспринимают и осмысливают мир иначе, чем взрослые. В детстве возможно все, любое волшебство: игрушки оживают и разговаривают, исполняют разные роли, в шкафу, действительно, может оказаться дверь в другую реальность, населенную удивительными говорящими зверями, дед мороз приходит ночью и кладет под елку подарки… И это точно, это не подлежит сомнению. Любимой кукле или мишке так же больно, как и ребенку, когда они падают или ломаются…

Это одна сторона детской реальности, которая обычно родителям даже нравится и кажется милой. Они зачастую охотно включаются в игру и поддерживают такие фантазии. Однако у фантазийного мира есть и другая, гораздо более мрачная сторона - это те самые, настолько же реальные для ребенка монстры, живущие под кроватью, призраки в зеркале, Баба Яга за занавеской, появляющаяся, как только родитель закроет за собой дверь. (А как же еще? Ведь она хитрая – не станет показываться маме.)

Все эти неприятные вещи родителям, как правило, очень не нравятся. Они, даже можно сказать, мешают им жить. Нужно сидеть с ребенком в комнате, пока он не уснет, вместо того, чтобы спокойно заниматься своими делами или читать книжку себе перед сном, нужно бесконечно объяснять, что монстров нет, натыкаясь на сплошную стену непонимания, и так далее. Это очень изматывает и не приводит к результату.

Как же быть? Как помочь ребенку справиться с темной стороной его фантазийного мира? А выход прост. Точно так же, как вы поддерживаете игру ребенка со светлыми, добрыми персонажами, поддержите и игру со злыми. Изобретите вместе с ребенком хитроумную ловушку для монстров под кроватью, подложите дядьке за занавеской чеснок - пусть он оказался вампир, а вампиры точно не пойдут туда, где лежит чеснок, сделайте волшебные занавески на зеркало непроницаемые для злых сил, и так далее. «Включите» свою детскую часть личности, она точно вам поможет и подскажет выход, даже если первый способ борьбы не сработал, что-то сработает точно. Обычно это то, что предложит сам ребенок в дополнение к вашей фантазии, вдохновленный тем, что вы включились в игру.

Разумеется, данная статья не претендует на изложение всей возможной информации о видах детских страхов, но я надеюсь, что она поможет родителям сориентироваться хотя бы в самых распространенных случаях возникновения страхов и сориентирует их в особенностях детского восприятия мира, а также возможных способах помощи ребенку на его пути взросления. А если затруднения и вопросы все-таки остаются, то консультация детского психолога поможет их прояснить. Вопросы совладания с детскими страхами - тема в психологии достаточно изученная, и метод помощи можно подобрать индивидуально каждому ребенку.



Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика