Начнем с того, что за безопасность ребенка до 18 лет по закону несут полную ответственность родители. И какой бы ни был самостоятельный ребенок, если с ним что-то случается, с родителей спрос будет в первую очередь. Порой такой закон кажется родителям слишком жестоким. Особенно если ситуация в семье складывается так, что ребенок достаточно рано начинает один ходить в школу. Но если обратиться к реальным возможностям детской психики, к огромному печальному опыту детей, с которыми происходили неприятные или трагичные ситуации, становится понятно, что дети беззащитны перед взрослыми всегда.
Любого ребенка можно обмануть - и четырехлетнего малыша (которого, как правило, одного не оставляют), и 8-9 летнего ребенка, и подростка. Преступники используют разные методы для разных возрастных групп, изобретают все новые и новые хитрости, чтобы заставить ребенка заговорить с незнакомым человеком. И даже если родители перечислили буквально все предлоги и методы заманивания и оттренировали их с ребенком, то все равно нельзя полностью быть уверенным в безопасности ребенка. Это просто нужно помнить и, по возможности, избегать ситуаций, когда ребенок остается без присмотра.
Если вы отдаете ребенка в детское дошкольное учреждение и не уверенны, что там он будет в полной безопасности, не отдавайте его в такой садик. Дошкольника можно, конечно, учить, что бывают плохие и хорошие люди, проигрывать это с ним в ролевых играх с игрушками, приводить примеры из мультфильмов с добрыми и злыми героями… Но практика показывает, что дошкольники с хитрыми взрослыми вообще не справляются. Так что делать это можно только очень аккуратно как задел на будущее, но не в расчете на реальную ситуацию, с которой может встретиться ребенок.
Если ваш ребенок младшего школьного возраста должен начать ходить в школу один, то без честного и прямого разговора об опасностях, которые его могут подстерегать в пути, не обойтись. Избегайте жутких подробностей о том, что именно могут сделать злоумышленники. Но говорите правдиво о реальной опасности быть украденным, например. Этого достаточно большинству детей. Акцентируйте внимание на способах себя защитить. В первую очередь, это наблюдательность и движение по строго определенному при совместном обсуждении с вами маршруту. Учите ребенка замечать, что происходит вокруг него. Кто из взрослых и детей идет неподалеку от него и на другой стороне улицы. Кто, как и куда смотрит, что держит в руках.
Проведите несколько тренингов, когда ребенок будет идти как будто бы один, но на самом деле вы будете идти за ним на небольшом расстоянии. Расспросите потом ребенка, что он заметил в пути. Хвалите за наблюдательность. Когда вы почувствуете, что ребенок достаточно уверенно идет, и, действительно, внимателен, попробуйте отпустить его якобы одного, а сами незаметно следуйте за ним. Когда встретитесь, похвалите ребенка и обязательно расспросите обо всем, что он видел сегодня по дороге.
И так нужно делать каждый раз, когда ребенок ходит один, чтобы не пропала мотивация быть наблюдательным. Не стоит надеяться только на то, что ребенку будет страшно, и поэтому он будет внимательным по дороге. Дети как, впрочем, и взрослые, не могут находиться постоянно в напряжении. Очень быстро станет понятно, что ничего раз за разом не случается, и угроза забудется. Но если будет специальное игровое задание рассматривать прохожих, то таким образом выработавшийся навык внимательности может помочь ребенку в нужный момент.
Расскажите, что ребенок может сделать в пути, заметив подозрительное поведение:
- быстро подойти к идущим неподалеку взрослому с ребенком и пристроиться рядом,
- позвонить вам по телефону,
- позвонить любому взрослому из знакомых,
- зайти в людный магазин и переждать там немного и т.п.
Потренируйте и придуманные способы ухода от реальной или показавшейся угрозы. Лучше всего, прямо на улице, используя взрослых родственников в качестве помощников.