НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей – система воспитания Никитиных.
Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители 7 детей, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания.
Россия – не единственная страна, в которой признана методика супругов Никитиных, признана еще и в Америке, Японии и Германии.
Как появилась методика или с чего все началось?
Супруги Никитины – педагоги, как уже упоминалось выше, и это многое объясняет.
К созданию собственной методики воспитания их подтолкнуло рождение первого ребенка. В его воспитании Никитины доверились не традиционным нормам, а природе, как бы вернулись к истокам. Сама Лена Алексеевна позже так и говорила: «То, чем мы занимались, было вовсе не новаторством, а всего лишь — возвращением к истокам».
Результатов подхода к воспитанию долго ждать не пришлось – мальчик, а затем и все дети Никитиных, развивался значительно быстрее своих ровесников.
В основу книг Никитиных легли записи наблюдений, открытий и опыт решения проблем, которые супруги старательно, как и следует ученым и педагогам, записывали в дневники.
Нельзя сказать, что методика возникла сама собой, спонтанно, она скорее развивалась постепенно шаг за шагом, методом проб и ошибок.
Никитины считали, что главная цель родителей - не мешать развитию ребенка, а помогать ему, создавая «опережающие» условия и богатую развивающую среду.
Основные принципы методики Никитиных, их три:
1.Спорт. Наличие в доме и во дворе спортивных снарядов, которые должны прочно войти в жизнь ребенка с самого раннего возраста. Легкая одежда – обязательное условие.
2. Творчество. Главное здесь – свобода, то есть никаких специальных уроков, зарядок, тренировок. Ребенок должен заниматься творчеством, сколько хочет, где хочет и когда хочет.
3.Родительское участие. Во всех детских играх, соревнованиях, да и самой жизни.
Не нужные крайности «по-никитински»
- заорганизованность – непрерывные занятия, утомительные задания, бесконечные тренировки, не оставляющие ребенку времени на самостоятельную деятельность.
- заброшенность – только обслуживание ребенка (накормить, одеть, спать уложить и т.д.).
«Самый совершенный спорткомплекс не вызывает его интереса, не "срабатывает", если мы, взрослые, остаемся равнодушны к тому, что с ним делает ребенок, как у него получается. А если упал, если неудача? Тогда мы утешим, конечно, вытрем заплаканные глаза, ободрим ("Не горюй, еще получится!")», - писал сам Никитин.
Подведем итог, согласно методике Никитиных, родитель должен активно участвовать в жизни своего ребенка, не принуждать и не навязывать каких-либо занятий, а вовлекать в них.
Ну это лишь кратко о методике, познакомиться с ней подробно можно с помощью книг, которые в свободном доступе находятся на сайте «Семья Никитиных». Там и книги, и игры, и видеоматериалы, и единомышленники.