Комбриг Птухин
Люди и судьбы

    7 июля 1937 года. В небе Мадрида заканчивался жестокий бой группы фашистских «Фиатов» с истребителями И-15, на которых сражались советские летчики-добровольцы, помогавшие республиканской Испании в войне с мятежниками во главе с генералом Франко. И тут внезапно клубок сцепившихся в яростной схватке самолетов пронзила строем «ромб» четверка машин с тонкими нитями радиоантенн.

    Это были новейшие немецкие истребители Ме-109. Не вступая в бой, словно проверив свои скоростные характеристики, «Мессершмитты» взяли курс на аэродром франкистов.

    Появление у противника незнакомых самолетов успел заметить руководитель советских летчиков комбриг Евгений Саввич Птухин, известный в Испании как генерал Хозе. Он находился на командном пункте, на крыше «Телефоники» – шестнадцатиэтажного здания телефонной компании. Фашисты, по мнению комбрига, всего лишь опробовали «Мессеры», не решаясь использовать эти скоростные машины в той гигантской воздушной свалке, которую устроили не столь быстрые, но весьма маневренные истребители.

    Однако уже 8 июля «Мессершмитты» все же приняли боевое крещение над Мадридом. Завязалась невиданная ранее по упорству и ожесточению схватка.

    Как вспоминал в пятидесятых годах активный участник тех двух воздушных сражений комэск И. Т. Еременко, докладывая Е. С. Птухину о столкновении с Ме-109, он с тревогой отметил, что «Мессеры» перекрывают в скорости наши истребители И-16.

    «Ладно, завтра я полечу с тобой ведомым. Нужно проверить», – ответил Птухин, которому, кстати, запрещалось драться в небе.

    Намеченный воздушный бой с целью создания условий для бомбардировки города начала шестерка Ме-109, атаковавшая группу республиканских истребителей. Потом сверху, со стороны солнца показалось еще несколько машин с длинными тонкими фюзеляжами. Словно растопырив короткие крылья-плавники, они падали нацеленно, стремительно увеличивая скорость.

    «Белуги», – пронеслось в голове Евгения Птухина, вспомнившего рассказы летчиков, встречавшихся с Ме-109, – действительно как белуги, если смотреть на них под таким ракурсом».

    А бой уже распадался на упорные схватки отдельных истребителей, сливавшиеся в гигантскую карусель. Комбриг выбрал «Мессершмитт», который пикировал на него, и энергично подал вперед правую ногу, накренив ручку управления влево. И-16 вздрогнул, резко гася скорость на режиме скольжения. А через несколько секунд атакующий и атакуемый поменялись ролями. Теперь уже фашист старался выйти из-под удара. Но у комбрига, считавшегося в советской военной авиации одним из лучших мастеров высшего пилотажа, была железная хватка…

    …О новом истребителе Ме-109, который поступил на вооружение германского легиона «Кондор», Птухин услышал в первые же дни после прибытия в Испанию. И так уж получилось, что вскоре он принял от своего предшественника – Героя Советского Союза И. И. Копца не только его прославленную истребительную авиагруппу, красивое испанское имя Хозе, но и тревожные заботы по поводу нового самолета гитлеровской Германии.

    Что представляет собой Ме-109 (кстати, в марте 1942 на «Мессершмитт» хотели поставить двигатель фирмы BMW, той самой где сейчас выпускается автомобиль автомобили bmw)? Насколько он силен на виражах, на вертикалях? Но больше всего комбрига волновал главный вопрос: какие перспективы у новой машины Мессершмитта, может ли она по своим боевым качествам превзойти семейство знаменитых истребителей Поликарпова?

    Птухина влекло к строгим самолетам, и потому он не мог не любить свои И-15 и И-16. Он любил эти машины за их красоту, за необычайно обостренную реакцию на движение рулей, за высокие боевые качества. Но не появился ли у красавцев-истребителей Поликарпова грозный соперник?

    К сожалению, Евгению Саввичу долго не удавалось встретиться с Ме-109 в воздухе, в бою. Видно, опасаясь, что новый самолет, который готовился для предстоящей большой войны, может упасть на территории республиканцев, нацисты применяли истребитель лишь на севере страны против частей, отрезанных от основных сил и с трудом удерживающих неширокую полосу вдоль Бискайского залива.

    В начале июля на один из аэродромов сел на фюзеляж скоростной бомбардировщик СБ с разбитой кабиной и моторами, хлеставшими маслом. Раненый советский летчик, превозмогая боль, попросил передать немедленно в штаб, что его машина была атакована истребителем неизвестной конструкции. Он перечислил приметы незнакомого истребителя: тонкий фюзеляж, закрытый фонарь кабины, короткие, как будто бы обрубленные крылья. Это был именно Ме-109. И вот он появился над Мадридом…

    …А тем временем бой достиг апогея. Немец остервенело тянул на себя ручку управления, пытаясь уменьшить и без того минимальный радиус виража. Пилот, похоже, с ужасом ощущал, как тело наполняется свинцовой тяжестью, как темнеет в глазах. А это предвещало плохой конец.

    Птухину стало ясно: молодой немецкий летчик взял все и от машины, и от своего организма. Он достиг предела, который ему не переступить. А И-16 и сидящий в его кабине генерал Хозе еще могут увеличить угловое вращение…

    С трудом поднимая голову, комбриг смотрит на играющий бликами фонарь кабины «Мессершмитта», на перекрестие крыльев и фюзеляжа. Красавец И-16 заходит противнику в хвост. Еще немного – и он упрется прицельной трубой в капот Ме-109. И тогда «Мессеру» конец.

    * * *


    …Птухин знал цену воздушным боям. Многие годы он готовил подчиненных да и самого себя, разумеется, к грядущей войне (в СССР считали, что она непременно произойдет в ближайшем будущем) и где-то в глубине души всегда мечтал о личных победах. В Испанию он отправился по первому зову, без раздумий и колебаний. Но так уж получилось, что в республику Евгений Саввич прибыл не как рядовой пилот. Перед ним поставили задачу – руководить действиями советских летчиков-добровольцев, передавать свой богатый командирский опыт республиканским военачальникам. Напряженная работа отнимала много времени. Комбриг не мог летать так часто, как остальные добровольцы. Он участвовал лишь в некоторых боях и с определенной целью: знакомился с тактикой фашистских летчиков, чтобы найти наиболее эффективные способы борьбы с ними.

    Вот и на этот раз не жажда личной победы подняла Птухина в дымное небо. Нужно было проверить боевые возможности новых истребителей Мессершмитта. Он так и сказал комиссару Ф. А. Агальцову: «Пойми, не могу я довольствоваться только рассказами о Ме-109. Республиканские летчики должны узнать, в чем сила и слабость нового фашистского истребителя, как вести с ним бой. От этого зависит успех многих предстоящих сражений. И не только в Испании...»

    Комиссар Агальцов, обычно возражавший против боевых вылетов Птухина, на этот раз промолчал.

    Дело было еще и в том, что полковой комиссар Ф. А. Агальцов и комбриг Е. С. Птухин упорно думали над тем, как организовать борьбу с бомбежками жилых кварталов города, с убийством детей, женщин, стариков. Их возмущала варварская жестокость фашистских летчиков, которые, выполняя приказ, расстреливали все, что двигается. Больно было наблюдать гибель ни в чем не повинных людей, страшно смотреть на трагедии живых. Но даже в такой обстановке от комбрига не ускользала характерная особенность поведения фашистов: они не просто убивали – они как бы опробовали новое оружие, новую технику, новую тактику боя. К тому же все это напоминало демонстрацию силы, за которой должно было последовать жестокое продолжение.

    …Однако бой подходил к концу. «Мессершмитт» резко перевернулся через крыло и перешел в пикирование, затем ринулся вверх, пытаясь начать серию косых петель. Видимо, летчик намеревался использовать скоростные качества своего истребителя на вертикалях. Возможно, надеялся на неожиданность маневра. Но шансов у врага уже не оставалось: генерал Хозе настигал его.

    Сколько раз комбриг мечтал об этом мгновении борьбы, когда напряжение достигнет апогея и когда останется лишь перешагнуть последнюю грань, чтобы победить. И вот решающий миг наступил.

    Вернувшись в Советский Союз, Птухин не только подробно отчитался о многочисленных боях, в которых были уничтожены сотни фашистских самолетов, но и высказал свои тревоги в связи с производством в Германии Ме-109. По его мнению, эта машина, получив более мощный мотор, значительно превзойдет по своим боевым качествам поликарповские И-15 и И-16, что и подтвердил июнь 1941 года.

    Родина должна быть благодарна Птухину и его боевым товарищам за информацию о Ме-109. Ведь по сути именно после этого в стране начали проектировать такие боевые самолеты, как Як-1, Як-3, Ла-5, Пе-2, Ту-2, Ил-2. Правда, к июню 1941-го их было очень мало. Но в ходе Великой Отечественной войны эти машины и их модификации встали на конвейер и вошли в число лучших боевых самолетов мира.

    Сам генерал-лейтенант Птухин, Герой Советского Союза, к сожалению, не дожил до этого времени. Он был арестован на пятый день Великой Отечественной войны, которую встретил на посту командующего ВВС Киевского особого военного округа. И как считали многие его сослуживцы, по сути заплатил жизнью за последствия того страшного вероломного удара, который нанесла гитлеровская авиация 22 июня 1941 года по приграничным аэродромам.
    По материалам: vpk-news.ru



    Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

    Вы также можете:

    • Перейти на главную и ознакомиться с самыми интересными постами дня
    • Добавить статью в заметки на: Добавить эту статью в TwitterДобавить эту статью ВконтактеДобавить эту статью в FacebookПоделиться В Моем Мире

    • 0
    • 19 января 2012, 08:30
    • kuzmin

    Комментарии (0)

    RSSсвернуть / развернуть

    оставлять комментарии можно только в полной версии сайта

    Специальные предложения


    Резиновая плитка для пола «Модуль»

    Вулканизированная резина для пола в тренажерном зале обладает исключительной прочностью и укладывается как полы для занятий штангой и спортивные мобильные тяжелоатлетические площадки на улице. Покрытие не крошится и не впитывает влагу, это литая вулканизированная резина, не крошка! Покрытие послужит незаменимым полом в ангары для хранения мотоциклов, снегоходов, лодок, гидроциклов, катеров и яхт…

    Резиновое покрытие Трансформер «ЗЕРНО»

    Уникальное напольное покрытие из резины для быстрой и самостоятельной сборки пола в гараже. Полы в личном гараже Вы можете собрать своими руками, без привлечения строителей. Удобный предустановленный замок, позволит произвести монтаж резиновых плит без применения клея. Покрытие устойчиво к шипам, износу и проливу технических масел и бензина…

    Модульная плитка ПВХ для пола

    Модульная плитка ПВХ для пола в гараж, автосервис, цех, торгово-развлекательный центр, офис, фитнес и тренажерный зал, зрительный зал кинотеатра, склад. Модульные плитки ПВХ настолько просты в монтаже, что не требуют специальных навыков для своей установки. Неподготовленный человек может собрать более 100 кв.м. напольного покрытия за один рабочий день. Для сборки не требуется клей, цемент и другие крепежные материалы...


    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    +7 (495) 969-75-83

    Смотреть все предложения...

    Новостная сеть блогов MyWebS - это всё самое актуальное: основные мировые новости, лучшие фотографии из последних новостей. А также просто полезная и занимательная информация: о событиях в России, о достижениях в мире технологий, о загадочном и непостижимом, об исторических фактах и просто о знаменательных событиях.

    © Copyright 2010–2021