Берегите зрение
Вообще, основная причина близорукости связана с наследственной слабостью аккомодации глаз (способность глаза приноравливаться видеть четко на разном расстоянии). Когда мы смотрим вдаль, то механизмы аккомодации не участвуют в этом, но при переводе взгляда на близкие предметы аккомодационная мышца сокращается, хрусталик становится более выпуклым, и глаз обретает способность четко видеть эти предметы. Когда есть наследственно обусловленная слабость аккомодации и ребенок слишком напрягает зрение при работе на близком расстоянии и длительное время, развивается близорукость. Такой зрительной работы у дошкольников очень много: рисование, лепка, рассматривание картинок, просмотр телепередач, компьютерные игры.
Наследственные факторы формирования близорукости мы не можем отключить, но есть ряд неблагоприятных обстоятельств, которые вполне можно скорректировать и, по крайней мере, отсрочить развитие этого недуга. К таким неблагоприятным факторам относятся: плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, ежедневный длительный просмотр телепередач, а также общие проблемы со здоровьем (частые вирусные и некоторые специфические инфекции, глистные интоксикации и т. п.).
Рабочее место ребенка нужно организовать правильно. Размеры стола и стула должны соответствовать его росту. Высота стола должна быть примерно на 2 см выше локтя стоящего рядом ребенка. Расстояние от глаз до поверхности стола должно быть 30-35 см. Освещение должно быть хорошим: стол нужно поставить у окна таким образом, чтобы свет падал слева, также слева необходимо поставить настольную лампу. При необходимости искусственного освещения помимо настольной лампы следует включить и люстру, чтобы стол освещался равномерно. Важно следить за посадкой ребенка во время чтения и письма. Если ребенок часто наклоняется при письме, щурится при рассматривании картинок, необходимо проверить остроту его зрения у врача-окулиста.
Подчас определяющую роль в развитии близорукости могут сыграть телевизор и компьютер. Бессистемный длительный просмотр телепередач, компьютерные игры — все это не только само по себе отрицательно влияет на остроту зрения, но еще и отнимает время у прогулок, подвижных игр на свежем воздухе, приводит к развитию гиподинамии. Уменьшение физической активности приводит к снижению сопротивляемости организма, что тоже увеличивает риск развития близорукости. В дошкольном возрасте следует ограничить просмотр телевизора до 30-40 минут в день, желательно не подряд. Телевизор должен стоять на расстоянии не менее 3 и не более 5 метров от ребенка, должен находиться на уровне его глаз. В темное время суток необходимо включать в комнате свет, изображение на телеэкране должно быть ярким и четким, без помех.
В дошкольном возрасте ребенок дважды проходит профилактический осмотр у окулиста — в 3 года и 5 лет. Если при осмотре врач обнаружил развивающуюся близорукость, с этим фактом надо считаться. Если ликвидировать все неблагоприятные факторы, то течение процесса можно серьезно замедлить. При определении риска возникновения близорукости врач назначает специальные упражнения, направленные на укрепление аккомодации глаз. Кроме того, при необходимости коррекции зрения назначаются очки. В некоторых случаях врач назначает медикаментозную общеукрепляющую терапию.
Ребенок с развивающейся близорукостью должен придерживаться специального зрительного режима. В комнате, где находится ребенок, должно быть много света. Для игр лучше использовать крупные яркие игрушки. Через каждые 15 минут занятий следует устраивать физкультурную паузу. Дети с ослабленным зрением должны как можно больше находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры, кататься на велосипеде, плавать. Обязательно проведение утренней гимнастики (смотрите на нашем сайте видеоуроки с комплексами гимнастики). Время для занятий за столом следует сократить до 1 часа в день. Ограничивается также время просмотра телевизора до 20 минут в день, компьютерные игры исключаются. Большое внимание следует уделить осанке. Ребенок никогда не должен сутулиться, сидеть всегда с прямой спиной, не поджимая под себя ноги. Следует запретить поднятие тяжестей, снизить до минимума риск травм головы.
Избегайте прерывистых и вообще сильных световых ощущений
(из книги «Мать и дитя» В.Н. Жука, 1906 г.)
Зрачок у очень маленьких детей имеет большой диаметр, отчего дети бывают чувствительны к свету. В более позднем возрасте (с 10-ти лет) способны переносить очень сильное освещение. Точно так же в потемках они видят лучше и легче различают мелкие предметы.
Различие цветов начинается с полугода, а до этого времени у детей существует цветная слепота, и все окружающее им кажется, вероятно, мутно-серого цвета, то есть все видимые предметы кажутся такими, какими они нам представляются во время кольцеобразного солнечного затмения, когда окружающий нас летний ландшафт, теряя свои живые краски, имеет вид какой-то стереоскопической картинки. Белое и черное, вернее говоря, светлое и темное, как основные цвета, отличает уже новорожденный. Правильно же различать другие цвета дети начинают на 2-м году и прежде всего отличают красные и желтые цвета, затем уже зеленые и голубые. Цвета дети любят яркие.
Относительно ухода за глазами заметим следующее: никогда не вытирайте уголки глаз ребенка кончиком намоченного слюною платка; для этого должна быть особенная тряпочка; избегайте прерывистых и вообще сильных световых ощущений (огонь печки, камина, свет лампы, солнца); вынося дитя на двор, закрывайте лицо одноцветною вуалью без всяких мушек и украшений и никогда не ставьте кроватки так, чтобы свет падал с боку, иначе один глаз разовьется сильнее другого. Блестящие предметы также сильно раздражают ретину (сетчатую оболочку) глаза, а потому никогда не надо забавлять дитя сильным световым отражением от зеркала, заставляя этого «зайчика» прыгать по потолку и стенам. Многим разумнее игра в прятки, когда дитя оглядывается и, слыша голос матери, пытается найти ее глазами. Что же касается убеждения нашего простого народа, что дитя до года «не следует подносить к зеркалу», то это просто предрассудок. Напротив, зеркало является одним из прекрасных средств для возбуждения мыслительных способностей ребенка.
Дар детям - практический ресурс о здоровье и развитии детей mywebs.su
Комментарии