У вас есть какие-нибудь стратегии, чтобы во время путешествий наш десятилетний сын с аутизмом продолжал пользоваться туалетом? Он делает это без проблем дома и в школе. Но если мы куда-нибудь едем, то до сих пор нужны подгузники, иначе проблем не оберешься.
На вопрос отвечает психолог и поведенческий аналитик Дэниел Мрузек из медицинского центра Университета Рочестера, США.
Это прекрасный вопрос, тем более, что сейчас сезон отпусков. Ваш вопрос затрагивает очень важную проблему детей с аутизмом — вариабельность навыков, то есть их зависимость от времени и места. Даже если навыки были твердо усвоены, для них могут быть характерны взлеты и падения.
Один важный принцип, который все мы должны помнить — знания не равны способности их применить. Например, я могу описать все важные характеристики прекрасного удара в гольфе. Однако мои сыновья охотно подтвердят, что мои мячи для гольфа чаще всего отправляются в близлежащие рощи, пруды и даже оказываются позади меня. Конечно, бывает и так, что мне удается послать мяч по прямой.
«Почему же у меня не получается каждый раз?» Это вариабельность навыка.
Вариабельность, скорее всего, является основной причиной проблем вашего сына с туалетом вне дома. Дети могут усвоить необходимые навыки: понимать, когда им нужно в туалет, садиться на унитаз и так далее. Но им все равно может быть трудно применять эти навыки в непривычных ситуациях.
В первую очередь это верно для двух групп детей:
1. Тех, кто недавно начал пользоваться туалетом, и это еще не вошло в привычку, или
2. Тех, у кого ранее были очень длительные и сложные проблемы с приучением к туалету.
Кажется, что ваш ребенок скорее относится ко второй группе. Она включает и детей, которые «знают» как надо пользоваться туалетом и могут пользоваться туалетом без «несчастных случаев» в течение нескольких дней, недель или даже месяцев. Затем наступают периоды, когда, по различным причинам, у них снова случаются «неприятности».
Причиной могут быть болезнь, период повышенной тревожности или, как в вашем случае, нарушение привычного распорядка дня.
Вот пять стратегий, которые могут вам помочь:
1. Практикуйтесь, целенаправленно посещая с ребенком общественные туалеты
Туалетные навыки часто становятся, как выражаются поведенческие аналитики, «привязанными к стимулам». Это значит, что чем привычнее обстановка и другие условия, тем выше вероятность успеха. Спортивные тренеры называют это «преимуществом игры на своем поле».
Решение в том, чтобы перенести преимущество своего поля на самые различные ситуации. Так что перед тем, как куда-то отправиться вместе с ребенком, я предлагаю вам запланировать специальные и регулярные посещения самых разных общественных туалетов. Это можно сделать во время прогулок, походов в магазин и так далее.
Как и во время приучения к туалету в целом очень важно, чтобы эта практика не вызывала у ребенка стресса. Обязательно награждайте любые достижения ребенка похвалой и комплиментами.
Кстати, можете поощрять ребенка пить как можно больше воды или другого здорового напитка перед тем, как зайти в общественный туалет, чтобы увеличить вероятность того, что он им воспользуется.
Цель в том, чтобы добиться «обобщения» навыков использования туалета в разных условиях. Обобщение навыка не всегда происходит само собой. Нужны многократные возможности для практики.
2. Предоставляйте положительное поощрение
Если ребенок воспользуется туалетом вне дома или школы, важно тут же обеспечить его ценным положительным поощрением. Добавьте к похвале любимое лакомство или занятие ребенка. Это очень эффективный способ сформировать новое поведение.
Постепенно вы можете уменьшить эти награды, а затем и вовсе отказаться от них, когда ребенок станет без проблем пользоваться туалетом в новых ситуациях. Однако я предлагаю вам продолжать хвалить его, когда он пользуется туалетом, чтобы этот навык сохранился.
В целом, я призываю вас обращать внимание на каждый случай успеха и праздновать его вместе с ребенком. Успехом можно считать, если ребенок остался сухим, воспользовался общественным туалетом или иначе следовал распорядку во время путешествия. Вот техники, которые позволят приблизиться к успеху:
3. Создайте визуальную поддержку
Во время следующей поездки будет полезно использовать заранее подготовленную визуальную поддержку. Это может быть визуальное расписание на день, в которое можно включить перерывы на посещение туалета. Также это может быть доска «Сейчас-потом» (например, «Сначала туалет, потом ресторан»). Другие средства визуальной поддержки могут включать фотографии или пиктограммы, которые просто подскажут вашему ребенку подумать о том, чтобы сходить в туалет.
4. Используйте подсказки, но не приставайте с ними
Установите простую рутину, когда время от времени вы подсказываете ребенку остановиться и подумать, не надо ли ему сходить в туалет. Конечно, вы можете просто спросить («Тебе нужно в туалет?»). Однако в интересах приватности, вы можете просто указать на соответствующее изображение.
Постарайтесь не повторять ошибку многих родителей (включая меня): приставать к ребенку и акцентировать его внимание на негативном, в данном случае, на том, что он может намочить штаны. Вместо это просто сделайте короткую и прямую подсказку, при этом говорите как можно меньше.
5. Запланируйте перерывы на посещение туалета
Во время поездки или других изменений в привычном распорядке дня запланируйте посещение туалета заранее. Я предлагаю выбрать один из двух способов:
1. Ежедневное расписание для посещения туалета — например, после завтрака, после обеда и так далее.
2. Посещать туалет непосредственно перед каждым веселым и приятным занятием. Например, прежде чем пойти в бассейн или на пляж.
Возможные причины проблем с общественными туалетами
Если речь идет про общественный туалет, я предлагаю учесть дополнительные факторы, которые могут вызывать у ребенка стресс. Очень многие дети с аутизмом избегают общественные туалеты, потому что в них встречается что-то, что вызывает у них тревожность. Например, это может быть шум от сушилки для рук или внезапный звук туалета с автоматическим смывом.
Если что-то подобное является проблемой для вашего сына, то я рекомендую предоставить ему дополнительную поддержку, например, беруши или противошумные наушники, либо спокойное предупреждение о том, чего можно ожидать.
Кроме того, психолог или эрготерапевт могут отдельно поработать с вашим ребенком, чтобы определить источник тревожности и справиться с ним.
Если же, вопреки всем вашим усилиям, у ребенка все-таки произойдет «несчастный случай», то постарайтесь никак это не комментировать и не привлекать к этому внимания. Подскажите ему переодеться спокойным тоном и все.
Я настоятельно рекомендую не привлекать к таким случаям лишнего внимания. Направьте все ваше внимание на похвалу и празднование успехов ребенка.
Источник: Autism Speaks
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".