Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Аутизм и навыки письма: первые шаги

Нашему сыну 4 года, и у него аутизм. Как нам помочь ему научиться писать, если он даже не смотрит на бумагу?

На вопрос отвечает эрготерапевт Дезире Гапултос, которая работает в Детской больнице Лос-Анджелеса.

Спасибо за ваш вопрос. Вы верно заметили, что зрительное внимание — это один из базовых навыков, которые необходимы для письма. Другие навыки, без которых обучение письму невозможно, включают зрительно-двигательную интеграцию (координацию рука-глаз) и навыки мелкой моторики. Ребенок должен осознать, что можно целенаправленно создавать отметки и фигуры на поверхности (а не просто «калякать»).

Я с удовольствием предложу вам несколько идей, которые основаны на моем опыте работы с маленькими детьми в спектре аутизма. Однако сначала я должна подчеркнуть, что 4 года — это слишком ранний возраст для того, чтобы учиться писать буквы. Это относится и к детям без аутизма. Вместо этого лучше сосредоточиться на тех навыках, которые лягут в основу написания букв в будущем, в том числе на умении копировать простые фигуры и обводить линии и некоторые буквы.

Начнем с проблемы, о которой вы упоминаете — как научить вашего сына следить за письмом на бумаге. Обычно я рекомендую использовать интересы ребенка, чтобы привлечь его внимание. Например, его интересуют машинки? Нарисуйте машину на бумаге и покажите ему. Нарисуйте круги и скажите, что это колеса машины, и так далее. Вот несколько идей для развития навыков, необходимых для умения писать:

Привлечение внимания ребенка

— Повесьте большой лист бумаги или ватмана, доску для мела или белую доску для маркеров на стену. Они должны висеть на уровне глаз ребенка. Затем дайте ребенку какие-нибудь разноцветные фломастеры или карандаши и покажите, как весело что-нибудь рисовать на этой поверхности. (По моему опыту некоторым детям в спектре аутизма проще справиться с этой задачей, когда они стоят).

— Купите набор разноцветных мелков и покажите сыну, как рисовать на асфальте во время прогулки.

Предварительные навыки для письма

Когда найдете поверхность, которая может привлечь внимание сына, я рекомендую вам попрактиковаться в предварительных навыках в игровой форме и только потом переходить к написанию букв.

— С помощью ярких карандашей, фломастеров или мелков покажите ребенку, как рисовать простые фигуры — круги, зигзаги или «Х». Поощряйте его повторять за вами или обводить ваши фигуры. Или вы можете копировать то, что он рисует. Если он поставил отметку на бумаге, похвалите его и сделайте точно такую же отметку рядом. Помогите ребенку нарисовать круг, затем добавьте глаза, нос и рот, чтобы получилось, что вместе вы нарисовали лицо.

— Покажите сыну как обвести собственную руку на асфальте или бумаге на стене. Вы можете сначала обвести собственную руку, а потом с помощью очень мягкой подсказки «рука на руке» помочь ему обвести свою руку. По моему опыту, многим детям очень нравятся сенсорные аспекты такого упражнения, также оно поощряет зрительное внимание и интерес к инструментам письма.

— Покажите сыну как рисовать фигуры на песке с помощью пальца или как выдавливать фигуры в пластилине или глине с помощью палочки. Попробуйте найти материал, который будет нравиться ребенку по сенсорным ощущениям. Кстати, если ребенок сможет «ощупать» буквы или фигуры, ему будет проще запомнить, как писать их в дальнейшем.

Подсказки для привлечения внимания

Используйте зрительные подсказки, чтобы помочь сыну обводить нарисованные вами линии и фигуры. Это научит его ключевому навыку — совершать целенаправленные движения с помощью письменных принадлежностей, чтобы создавать определенные линии (то есть, перейти к письму от простых следов на поверхности).

Вот некоторые варианты:

— Используйте маленькую наклейку или чернильную печать, чтобы отметить начальную точку линии или формы, которую ребенок должен обвести или нарисовать. Попробуйте подобрать наклейки, которые связаны с интересами ребенка. Разместите вторую наклейку в конце линии, чтобы ребенок соединил две точки одной линией. Пробуйте сразу несколько наклеек или фигур, чтобы показать сыну, как соединять точки карандашом или фломастером. Или просто дайте ребенку наклейки и пусть он наклеит их по линии, которую вы нарисовали.

— Нарисуйте квадрат и попросите ребенка поставить в нем отметку. Предварительно нужно будет подать ему пример, например, нарисовать «Х» в другом квадрате.

— Возьмите яркий цветной ватман или бумагу, чтобы привлечь внимание ребенка. Дайте ему фломастеры с хорошо контрастирующим на бумаге цветом, например, синий фломастер, чтобы рисовать на желтой бумаге. Примечание: у некоторых детей с аутизмом слишком яркие цвета могут вызвать перегрузку. Я рекомендую следить за поведением ребенка — начинает ли он разглядывать яркую бумагу, или, напротив, отворачивается от нее.

Если вашему сыну понравятся какие-то занятия, включающие предварительные навыки для письма, он, скорее всего, будет больше заинтересован в рисовании и обведении букв на бумаге в дальнейшем. Если же нет, то я рекомендую вам проконсультироваться у дефектолога или другого специалиста, который сможет дать дополнительные рекомендации.

Источник: Autism Speaks

Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".


Яндекс.Метрика