Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Что делать с мешающим повторением слов, фраз или звуков при аутизме?

Один из диагностических критериев аутизма — это повторяющееся поведение. Иногда подобное поведение принимает форму эхолалии, то есть бессмысленного повторения слов, сказанных другим человеком. Эхолалия не имеет коммуникативной цели, и она может стать одним из стереотипных видов поведения у некоторых людей с аутизмом.

Если вы, как и я, преподаете в классе для детей с аутизмом, то наверняка у вас был хотя бы один ученик с такими стереотипиями. Может быть, он пел всю заглавную песню из «Скуби Ду» снова и снова, воспроизводил последнюю ссору своих мамы и папы или повторял вопрос, заданный в классе с утра, до конца учебного дня — формы могут быть самыми разными.

Очень часто такое поведение никому не мешает. Некоторые дети могут «включать» и «выключать» его, и оно не препятствует успешной функциональной коммуникации в течение дня.

Однако других детей речевые стереотипы полностью захватывают. Когда вы повторяете что-то снова и снова, вы не можете ответить на вопрос по математике, говорить с другом или попросить печенье. В этом случае стереотипии ограничивают способность ребенка осваивать новые навыки.

Повторение слов и вокализаций также может усилить предвзятое отношение к ребенку. Если ученик без перерыва повторяет фразы из мультфильма, то это осложнит его инклюзию в общеобразовательный класс. И уж поверьте моему опыту, учительница общеобразовательного класса тоже не будет рада принять такого ученика.

Уменьшить такое поведение крайне сложно, так как обычно это сенсорное поведение, то есть поведение, которое не подкрепляется какими-то последствиями, которые мы можем контролировать. Ребенок не пытается получить желанный предмет, привлечь внимание или избавиться от чего-то нежелательного. Ему просто приятно это делать. С той же целью вы сами можете потягиваться или крутить прядь волос. Речевые стереотипы вызывают какие-то приятные внутренние ощущения. Все люди без исключения прибегают к тому или иному сенсорному поведению.

Примечание: Повторение слов или звуков не обязательно является сенсорным поведением, но в большинстве случаев это так. В этой статье мы будем говорить только о случаях, когда речевые стереотипии связаны с получением определенных ощущений. Однако в некоторых случаях цель такого поведения — внимание окружающих или избегание выполнения задания.

Мы можем учить ребенка контролировать то, когда он прибегает к такому поведению. Сенсорные виды поведения есть у каждого из нас, просто мы сами обычно знаем, когда и где это можно делать, а когда лучше воздержаться. Например, если я буду читать вам лекцию лежа на полу и потягиваясь, это будет довольно странно, но если сейчас ночь, и я в своей кровати, то все в порядке.

Речевые стереотипии не опасны и не причиняют ребенку вреда. Однако они могут мешать развитию навыков и ограничивать возможности для дружбы и независимости. В некоторых случаях речевые стереотипы настолько частые и интенсивные, что они сильно мешают окружающим, и очень важно помочь ученику уменьшить это поведение и заменить его функциональными коммуникативными навыками.

Где и когда

Как я уже говорила, нам не обязательно нужно полностью искоренять подобное поведение, и, возможно, мы этого и не хотим. Вместо этого мы должны научить ребенка тому, где и когда речевые стереотипы уместны. Вам не стоит снимать обувь и класть ноги на стол во время рабочего собрания, и точно также лучше не повторять речевые стереотипии во время урока математики.

Вы можете использовать визуальные подсказки, визуальные правила, расписания из изображений, чтобы объяснить ребенку, когда именно он может прибегать к речевым стереотипиям. Обучайте ребенка тому, когда можно, а когда нельзя повторять речевые стереотипии с помощью прямых инструкций.

Выделите место дома или в классе под «сенсорную зону». Это может быть просто кресло, угол комнаты, участок ковра. Это будет местом, где разрешено любое сенсорное поведение.

Вы также можете научить его, что существуют «промежуточные» места и периоды, когда можно повторять речевые стереотипии, просто тихо. Например, когда ребенок делает уроки или стоит в очереди в столовой. Вы сами можете тихонько напевать под нос любимый мотив, когда занимаетесь своими делами, но если вы начнете выкрикивать его как можно громче, это уже будет не совсем уместно.
Ученик может даже работать за время для стереотипий в качестве поощрения. Сенсорное поведение является очень сильным мотиватором, и его можно использовать в обучении ребенка, предоставляя ученику возможность расслабиться с помощью стереотипии как награду за функциональные навыки.

Поощрение интервалов без речевых стереотипий

Вмешательство по уменьшению речевых стереотипий включает очень сильное поощрение за временные интервалы без этого поведения. Залог успеха здесь в том, что это поощрение должно быть крайне привлекательным и значимым. В конце концов, вы просите ребенка уменьшить поведение, которое очень привычно и предоставляет поощрение само по себе. Ни один ребенок не пойдет на такую жертву ради одной или двух мармеладок. Используйте для этого вмешательства только поощрения с высокой значимостью!

Такая стратегия подходит для случаев крайней интенсивности и частоты речевых стереотипий, которые значительно влияют на развитие ребенка. Опять же, вам все равно важно предоставить ребенку возможность практиковать это поведение в какие-то периоды. Но для этого нужно учить ребенка тому, когда и где это делать.

Как начать это вмешательство: Определите разумный временной интервал, который ученик может с легкостью выдержать без речевых стереотипий. Для этого обязательно соберите базовые данные! Если поведение в среднем происходит каждые 3 минуты, временной интервал должен составлять 2 минуты. Интервал должен быть коротким и легко достижимым. Поначалу ребенок должен обязательно быть успешен, в противном случае такой подход вызовет у него только негативные чувства.

Так что определите временной интервал (например, 2 минуты), объясните систему ученику, установите таймер, и, если таймер сработал, а проблемного поведения не было — предоставляйте поощрение. Когда ученик прибегает к нежелательному поведению, устанавливайте таймер заново.

Рекомендации по проведению вмешательства

— Этот подход проще применять для учеников с более развитой речью. Объясните правила. Назовите поведение, которое вы пытаетесь уменьшить, чтобы вам можно было поговорить о нем. Для снижения стереотипий у вас должно быть название для них. Недавно с одним учеником мы назвали это «плохой разговор». Мы не хотели, чтобы он меньше разговаривал, но у него было стереотипное поведение, которое сильно мешало окружающим и было очень агрессивным по содержанию.

— Используйте визуальный таймер или приложение в мобильном телефоне, чтобы ученик мог зрительно видеть продолжительность интервала.

— Постепенно переведите это вмешательство на экономику жетонов. Ученик может зарабатывать один жетон за каждый интервал без поведения, и когда он соберет определенное количество жетонов, он получит большую награду.

— Используйте визуальные подсказки, чтобы пояснить правила.

История успеха

Наиболее успешный опыт этой стратегии был у меня с учеником, у которого речевые стереотипии приняли крайние формы. Это ограничивало его шансы на инклюзию в общеобразовательный класс и сильно мешало его обучению. Мы начали вмешательство с временного интервала в 2 минуты. После 2 минут без стереотипий он получал приз. Мы также относились к этому как к серьезному достижению — его начинали бурно хвалить, и он это обожал.

Постепенно мы увеличили период времени — это тоже было большим событием, я называла это «выпускным». «Поздравляю с выпускным! Ты перешел на 4 минуты!» Я была в восторге от этого и знаете, что произошло? Он начал сам увеличивать свой временной интервал. Вскоре он получал один жетон за временной интервал в 20 минут. В конце учебного дня он обменивал жетоны на приз (10 жетонов — время за компьютером, 8 жетонов — большая конфета и так далее). Это было ПОТРЯСАЮЩЕ! В итоге, если раньше у него речевые стереотипии продолжались 90% времени в школе, то теперь они снизились до 0%!

Не забывайте учить другому вербальному поведению

Некоторые ученики прибегают к речевым стереотипиям, потому что они не владеют другими, более уместными коммуникативными реакциями. Так что важно уделять как можно больше времени развитию этих других речевых навыков. Предоставляйте поощрение за любое уместное вербальное поведение. Постоянно моделируйте, что может сказать ребенок, и предоставляйте ему достаточно времени для ответа. Если он ответит, хвалите его без меры! Даже если ответ не идеален, используйте формирование реакции и предоставляйте поощрение за ответы все более и более близкие к верному поведению. Это постепенный, но успешный процесс!

Несколько примеров альтернативного коммуникативного поведения, которое вы можете выбрать как цель:

— Обучение приветствиям.

— Использование возможностей для коммуникации в повседневных ситуациях.

— Обучение навыкам разговора.

— Обучение ответам на вопросы.

Автор: Саша Галлаган / Sasha Hallagan

Источник:The Autism Helper

Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".



Яндекс.Метрика