Многие дети с аутизмом страдают от крайне сильной тревожности, а также от повышенной чувствительности к освещению или шуму. Новое исследование предполагает, что обе эти особенности могут быть связаны со страхом перед неизвестным. Полученные данные указывают на то, что если помочь детям с аутизмом справиться с чувством неопределенности, то это может облегчить некоторые из их симптомов.
Данные нового исследования говорят в пользу теории о том, что окружающий мир может вызывать перегрузку у детей с аутизмом, потому что им трудно предсказать дальнейшее развитие той или иной ситуации.
«Аутичные дети нуждаются в контроле над окружающей средой, в том, чтобы она стала более предсказуемой», — говорит Элизабет Пелликано, профессор психологии и развития человека в Университете Лондона. Если обучать детей, как опираться на прошлый опыт, чтобы лучше предсказывать будущие ситуации, это может уменьшить их тревожность, а также сенсорную чувствительность, говорит Пелликано. Результаты исследования были опубликованы в февральском номере журнала «Journal of Autism and Developmental Disorders».
До 84% детей с аутизмом страдают от чрезвычайно сильного уровня тревожности, и до 70% из них имеют ту или иную форму повышенной сенсорной чувствительности. Исследования также указывали на то, что чрезмерная реакция на сенсорную стимуляцию может вызывать приступ сильной тревожности у людей с аутизмом.
Ученые только начинают изучать, каким образом неопределенность связана с тревожностью и сенсорной чувствительностью у людей с аутизмом. Работа Пелликано впервые предоставила доказательства гипотезы о том, что неопределенность ситуации усиливает оба симптома, говорит Паван Синха, профессор визуальных и компьютерных исследований нервной системы в Массачусетском технологическом институте, который не участвовал в данном исследовании.
В 2014 году Синха предложил новаторскую теорию о том, что дети с аутизмом могут не замечать важных сигналов из окружающей среды, указывающих на предстоящие события, поэтому развитие ситуации выглядит для них как полная неожиданность. В результате, говорит он, дети с аутизмом воспринимают окружающий мир как нечто непредсказуемое и угрожающее.
«Связь между сенсорной чувствительностью и реакциями на неопределенность не только позволяет лучше понять сам аутизм, но и указывает направления для возможного вмешательства, — говорит Паван. — Вместо того, чтобы просто пытаться «приглушать» сенсорную среду для ребенка с аутизмом, можно попытаться повысить ее предсказуемость».
Сенсорные профили
Пелликано и ее коллеги протестировали связь между тревожностью, сенсорной чувствительностью и нетерпимостью к неопределенности у 64 детей с аутизмом и 85 детей с типичным развитием в возрасте от 6 до 14 лет, все из них имели уровень интеллекта не ниже среднего. Диагноз детей с аутизмом был дополнительно подтвержден в рамках исследования с помощью диагностической шкалы ADOS, которая включает клиническое наблюдение и опросник на социальную коммуникацию, который заполняется по ответам родителей.
Исследователи просили родителей каждого ребенка заполнить Шкалу нетерпимости к неопределенности, которая измеряет способность ребенка справляться с неопределенными ситуациями, краткий Сенсорный профиль, в котором указывается сенсорная чувствительность, и Детскую шкалу тревожности Спенса.
Результаты показали, что дети с аутизмом отличаются от сверстников с типичным развитием более высоким уровнем нетерпимости к неопределенности, а также повышенной сенсорной чувствительностью и тревожностью. Выраженность всех трех проблем зависела от тяжести симптомов аутизма.
Исследователи обнаружили, что более высокий уровень нетерпимости к неопределенности и тревожности был характерен для детей с аутизмом с более тяжелыми формами повышенной сенсорной чувствительности. Такая же связь наблюдалась у детей с типичным развитием, просто в меньшей степени.
Хотя уровень тревожности может частично объяснить связь между неопределенностью и сенсорной чувствительностью, эта связь сохранялась, даже когда ученые исключили влияние тревожности. Результаты предполагают, что дискомфорт от неопределенности может вызывать у ребенка тревожность, а в состоянии тревожности сенсорные сигналы могут показаться особенно угрожающими.
Поскольку ученые исследовали детей только в один момент времени, необходимо более продолжительное исследование, чтобы подтвердить существование этих трехсторонних отношений. Например, Пелликано говорит, что неопределенность может способствовать сенсорной чувствительности, так как в неопределенной ситуации дети могут остро реагировать на все происходящее вокруг. Но возможна и обратная взаимосвязь, когда повышенная чувствительность к звукам или запахам, например, побуждает детей воспринимать окружающую среду как угрожающую.
Данные предполагают, что методы, которые помогают детям с аутизмом справиться с неопределенностью, также могут уменьшить тревожность и повышенную сенсорную чувствительность.
«Мы предполагаем, что все три фактора взаимодействуют друг с другом, и если вы влияете на один из них, вы можете повлиять на все три», — говорит Пелликано.
Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".