Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Как научить ребенка с аутизмом сообщать о боли?

Меня часто спрашивают: как научить ребенка с аутизмом и значительными нарушениями коммуникации сообщать, что ему больно, и что именно у него болит?

Когда моему сыну Лукасу было пять лет, ему сделали операцию по удалению миндалин. Моя подруга, работавшая медсестрой в педиатрии, предупредила меня, что примерно через пять дней после операции, корки на месте операции в горле у ребенка могут отваливаться, вызывая очень сильные боли. Так что если он проснется и будет кричать от боли, это не должно меня напугать.

Все произошло именно так, как предсказывала моя подруга. На пятую ночь Лукас проснулся с криком. И это был первый случай в его жизни, когда он сообщил о боли — он начал кричать «Зуб Артура!» Дело в том, что больше всего он в то время любил мультфильм про Артура. И он часто смотрел серию «Зуб Артура», где главному герою мультфильма вырывали зуб. И он назвал эту серию, поскольку у него тоже что-то болело во рту.

Это было довольно забавно, и потом еще год или два, если Лукас обдирал коленку или локоть он кричал «Зуб Артура!».

Я стала поведенческим аналитиком через пару лет после того как Лукас начал называть любую боль «Зубом Артура». И меня очень волновал вопрос: как лучше всего учить детей с аутизмом говорить о боли?

Этот вопрос много лет назад я задала Лори Фрост, сертифицированному логопеду и одной из создательниц PECS — системы коммуникации с помощью изображений. Лори ответила, что очень важно всегда называть боль, и подсказывать ребенку, помогая ему называть источник боли, когда для вас очевидно, что у него что-то болит.

Другими словами, если ваш ребенок ободрал коленку или его укусила пчела, сосредоточьтесь на том, чтобы назвать происходящее. Например, говорите «Больно!» или называйте часть тела: «Рука болит!» Старайтесь повторить называние несколько раз, употребляйте минимум слов, чтобы вашему ребенку было проще понять и запомнить нужную фразу. В идеале, ребенок должен повторять слово или фразу вслед за вами.

Если ребенок пока не умеет говорить, то ему может понадобиться визуальная поддержка, чтобы усвоить эту очень важную, но довольно абстрактную концепцию.

Для того, чтобы обучить ребенка называть боль, я бы предложила взять настоящий пластырь и наклеивать его на разные части тела на большой фотографии мальчика в полный рост. После этого можно учить ребенка дополнять фразу «У мальчика болит… (нога)» или называть «У мальчика болит голова». Если ребенок не говорит, то он может выполнять это упражнение с помощью своей альтернативной коммуникации — например, программы для генерации речи на планшете или жестового языка.

Как правило, для того, чтобы ребенок смог научиться сообщать о боли, он должен сначала научиться показывать части тела, а затем называть их. Так что я рекомендую обязательно включить в образовательную программу ребенка обучение названиям частей тела, например, с помощью игрушки «Мистер Картошка» или другого подхода. Этот навык нужно освоить, когда у ребенка ничего не болит.

Я убеждена, что способность сообщать о боли — это очень важный навык для каждого ребенка, и ему можно и нужно целенаправленно обучать.

Автор: Мэри Барбера / Mary Barbera

Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".


Яндекс.Метрика