Часто случается, что дети ставят своих родителей в такое положение, где им остается только провалиться сквозь землю. Ребенок, еще не уяснивший, что можно говорить и делать, а чего − нет, это бомба замедленного действия, которая может рвануть в самый неподходящий момент. Конечно, дети в этом не виноваты – никакого злого умысла быть тут не может в принципе. Однако, нам от этого легче не становится, и каждому родителю хочется выйти из таких ситуаций с минимумом потерь и, желательно, сделать так, чтобы они не повторялись в будущем. Как вести себя, чтобы такого больше не повторилось. Попробуем разобраться.
Детская истерика – как реагировать родителям?
В процессе взросления у малышей появляются личные интересы, желания, которые зачастую расходятся с желаниями взрослых. Если малышу не удается добиться своего, то он испытывает раздражение и злость.
Условиями для возникновения капризов являются:
- переутомление;
- некомфортная обстановка;
- неудобная одежда;
- плохое самочувствие;
- отрыв от интересного занятия;
- невыработанная система наказаний и поощрений ребенка;
- повышенная эмоциональная возбудимость, чувствительность.
Если капризы и истерики носят постоянный характер, это может свидетельствовать о заболевании нервной системы и тогда родителям следует обратиться к специалисту.
Постарайтесь предвидеть возникновение истерики. Дети скорее разражаются плачем, криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Не отправляйтесь в магазин, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которая не нравится ребенку.
Используя простые приемы можно избежать детской истерики:
- полноценный отдых, соблюдение режимных моментов.
- старайтесь в воспитании придерживаться единства, если мама запретила, значит так и должно быть, и другой взрослый не должен вмешиваться; ни в коем случае один из родителей не должен отменять запретов другого.
- не допускать переутомления.
- уважительно относиться к досугу малыша, позволять ему играть и отводить для этого достаточное время.
- у малыша должно быть право выбора, например, надеть желтую или зеленую футболку; идти в парк или гулять во дворе.
- при отсутствии выбора сообщать о том, что будет происходить: «Идем в магазин».
Как себя вести, если истерику не удалось предотвратить:
- прежде всего, нужно взять себя в руки и постараться не раздражаться, так как ребенок на интуитивном уровне считывает эмоции взрослого.
- постарайтесь отвлечь ребенка или переключить его внимание на что-либо другое. Например, предложите посмотреть любимые мультики, вместе поиграть в какую-нибудь игру. Конечно, если малыш уже на пике истерики, то это не сработает. В данном случае приступ истерики следует переждать.
- если ребенок устроил истерику для достижения желаемого, не уступайте ему. Выполняя его желания, тем самым закрепляется неадекватная форма поведения. При уверенном заявлении о своем решении, ребенок со временем поймет, что истериками он абсолютно ничего не добьется.
- во время истерик ребенка вы должны вести себя одинаково, чтобы у малыша сформировалась определенная модель поведения и понимание того, что истерики неэффективны.
- объясните ребенку, как нужно без истерик выражать свое недовольство, убедите его в том, что с вами можно поговорить спокойно, кричать не нужно.
- если истерика случилась в общественном месте, то, по возможности, лишите ребенка зрителей.
Ребенок кидается песком:
- сразу реагируйте на агрессивное поведение ребенка, ни в коем случае не смейтесь и не переводите кидание песком в шутку.
- извинитесь перед чужим ребенком и его родителями.
- малышу необходимо спокойно объяснить, что так делать нельзя.
- наиболее эффективным будет сразу после инцидента увести ребенка из песочницы и объяснить то, почему вы это сделали.
- если ситуация повторяется, то попробуйте день-два не ходить играть в песочницу.
- покажите ребенку на собственном примере правила поведения в песочнице. Играйте всей семьей в песочнице – обменивайтесь формами, лопатками, говорите друг другу: "Дай, пожалуйста, мне лопатку/вёдрышко» и т.д." Дети копируют поведение взрослых.
Ребенок отнимает игрушки:
- помогайте ребенку учиться просить. Объясняйте, что чужую вещь отнимать нельзя, но можно спросить.
- помогайте спрашивать, спрашивайте вместе с ним. Покажите ему, как вы спрашиваете, что вы при этом говорите. Следите за тем, как ваш ребенок просит, что он говорит при этом. Например: «Я хочу этот мяч» − это не просьба. А «Дай мне, пожалуйста, этот мяч» и «Можно я возьму этот мяч?» − просьбы.
- учите своего ребенка меняться, предложите обменять то, что у него есть, на чужую игрушку.
Ребенок говорит что-то неуместное и оскорбительное о другом человеке (Например: «Смотри, папа, какая толстая тетя!»):
- как и в любой подобной ситуации главное - сохранять спокойствие и подавить первый порыв начать раздраженно отчитать ребенка.
- поэтому первое, что необходимо сделать - это извиниться за ребенка и по возможности как можно быстрее увести его в сторону.
- наедине спокойно объяснить, что так говорить – недопустимо: “Нельзя при ком-то говорить, что он толстый, старый или некрасивый. Если ты так скажешь, то человек обидеться, у него будет плохое настроение”.
- если это возможно, то для «закрепления пройденного» можно сделать так, чтобы ребенок сам попросил прощения. Главное, чтобы это не выглядело как наказание, а именно как урок.
В какие бы неловкие ситуации Вас не ставил ребенок, говорите о своей любви к нему. Не стесняйтесь проявлять свою любовь к ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда, при любых обстоятельствах.