Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Какие мифы и заблуждения существуют о PECS?

За последние десять лет аббревиатура PECS стала привычной и узнаваемой в области помощи при аутизме. Однако хотя многие люди слышали о PECS, очень часто можно встретить мифы и заблуждения о том, что же такое система коммуникации обменом изображениями (или PECS). Ниже приводятся ответы на несколько самых распространенных мифов.

Мы используем картинки, значит, мы используем PECS

PECS — это не название каких-то определенных картинок и не синоним использования изображений. Это конкретный протокол для обучения человека экспрессивной коммуникации с помощью изображений. В рамках протокола ребенка или взрослого последовательно учат выражать свои желания и потребности, а также комментировать происходящее в окружающем мире. Протокол включает 6 отдельных этапов обучения, а также стратегии для обучения тому, как включать качества предметов (например, цвет и размер) в свой язык.

Протокол PECS объединяет знания из области прикладного анализа поведения и логопедии, и он является эффективным методом обучения функциональной коммуникации. Этот протокол обучения был разработан поведенческим аналитиком, доктором Энди Бонди и логопедом Лори Фрост в 1985 году, и с тех пор он дорабатывался и обновлялся.

Специалисты в области коммуникации и поведенческого анализа считают пособие по обучению этому протоколу эффективным и практичным руководством для одной из самых инновационных систем по развитию коммуникативных навыков.

Мы используем визуальное расписание, значит, мы используем PECS

PECS — это система экспрессивной коммуникации для людей с тяжелыми коммуникативными нарушениями. Визуальные расписания — это метод для улучшения рецептивного понимания чужой речи и окружающего мира в целом.

PECS является частью Пирамидного подхода к обучению, в котором также используются визуальные расписания, но они не являются PECS сами по себе.

PECS только для тех, кто совсем не говорит

PECS может предоставить систему эффективной функциональной коммуникации людям без какой-либо устной речи, но ее также можно использовать для обучения отдельным важным навыкам тех, кто может говорить.

Основной акцент в протоколе PECS делается на том, чтобы научить человека инициировать коммуникацию с другим человеком самостоятельно. Некоторые люди могут говорить, но им сложно понять необходимость социального взаимодействия. Например, они могут говорить в пустой комнате или обращаться к холодильнику. С помощью PECS их можно научить социальному подходу.

Другие люди могут говорить, но только в том случае, если им задают вопрос или подсказывают, что сейчас нужно что-то сказать. PECS может научить таких людей спонтанно инициировать коммуникацию.

PECS может быть системой альтернативной коммуникации для тех, кто не говорит, либо системой вспомогательной коммуникации для тех, кто может говорить.

PECS только для маленьких детей

PECS использовалась в разных странах мира для людей в возрасте от 14 месяцев до 85 лет. Хотя процесс обучения может отличаться для людей разного возраста и с разными типами коммуникативных нарушений, PECS может быть эффективной системой функциональной коммуникации для разных возрастных групп.

PECS обучает только просьбам

Просьбы — это первый навык, которому обучают в рамках PECS, но последний этап протокола обучает комментированию (например, «Я вижу…», «Я слышу…», «Я чувствую…»). PECS не сводится только к удовлетворению потребностей и желаний, она также предусматривает обсуждение окружающего мира с другими людьми.

Если ребенок что-то попросил с помощью PECS, то нужно выполнить эту просьбу, и в результате ребенок станет «избалованным»

В протоколе PECS важно выполнять каждую просьбу только во время первого и второго этапа обучения. Это то время, когда ученик должен начать доверять новой системе коммуникации и своим коммуникативным партнерам. Если мы начнем говорить «нет» слишком рано, то ученик может отказаться от попыток коммуникации, потому что согласно его опыту, это не всегда работает.

Однако после того, как ученик достиг мастерства на второй стадии PECS, мы уже уверены, что он будет настойчив в своей коммуникации. После этого уместно научить человека тому, что он всегда может попросить то, что хочет, но иногда ответ на просьбу будет «нет».

Если мы используем PECS, то эта система помешает человеку начать говорить

Как и в случае с любой другой системой альтернативной коммуникации, применение PECS повышает вероятность, что человек начнет использовать устную речь.

Было проведено много исследований, посвященных появлению устной речи у пользователей PECS, и результаты указывают на то, что речь может быть прямым результатом применения PECS.

Мы также знаем, что даже если человек не начнет говорить благодаря PECS, то у него будет эффективная система коммуникации с разными людьми из своего окружения.

PECS только для людей с аутизмом

Изначально PECS была разработана в США в рамках Программы по аутизму Делавера, так что она происходит из области аутизма. Однако с тех пор прошло более 30 лет, и различные исследования показали, что эта система подходит для людей с разными коммуникативными нарушениями. PECS применяется при аутизме, синдроме Дауна, синдроме кошачьего крика, синдроме Ангельмана, задержке психического развития, задержке речевого развития, речевой диспраксии, травмах головного мозга и так далее.

Информация предоставлена фондом содействия решению проблем аутизма в России "Выход".



Яндекс.Метрика