Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

"Невежливый" ребенок

Малыш прячется за мамины ноги от малознакомых, а иногда и от родственников, с которыми не живет вместе, не хочет говорить «здравствуйте», «до свидания», не отвечает, когда к нему обращаются… Малышу может быть и 3-4 года и даже 5-6 лет, он может прекрасно владеть устной речью дома и в знакомой обстановке. Окружающие взрослые, чаще всего родственники, недвусмысленно намекают маме, что она плохо воспитывает ребенка – он невежливый растет. Говорят, что надо приучать здороваться и стыдить, если ребенок этого не делает.

Действительно ли это так? Неужели на самом деле ребенок растет намеренно невежливым, желающим сделать неприятно незнакомой тете или дальней родственнице, которую он первый раз в жизни видит?

Конечно, нет! Тетя ему в сущности ничего плохого не сделала, просто она на данный момент абсолютно чужой человек, а к чужому нужно еще сначала присмотреться -  безопасен ли он? Так воспринимает мир ребенок, любой обычный ребенок, который растет в семье.

Чем более чувствителен ребенок, тем он будет более осторожным в контактах с окружающими. Общаться с мамой хорошо и комфортно - это ребенок знает точно, а про другого взрослого он пока ничего не знает, поэтому, на всякий случай, держится от него подальше, пока не убедится в том, что общение безопасно.  Некоторым детям вообще не интересны все эти чужие люди, им не нужно столько общения. И пока ребенок мал, он выражает то, что чувствует открыто – не хочет разговаривать, когда не интересно или не безопасно. 

Однако правила поведения в обществе все-таки никто не отменял, и волей-неволей нам всем приходится общаться даже с теми людьми, которые нам приятны и неинтересны. И ребенку тоже придется рано или поздно.

Как же научить ребенка формальным правилам вежливости без насилия над его личностью?

Первое и основное, что понадобится в этом деле - это понимание родителями того, что происходит с ребенком при общении с малознакомыми людьми, о котором мы говорили выше. Второе – это, конечно же, собственный пример родителей. Здоровайтесь с соседями, в магазине с продавцами, в поликлинике и в детском саду – всегда и везде показывайте ребенку пример того, как эти слова вообще используются. Чем больше ребенок это слышит, тем быстрее он усвоит, когда и что говорить, увидит, что за этим следует со стороны другого человека. Приблизительно к семи годам даже самые осторожные, чувствительные дети, начинают повторять вслед за родителями «здравствуйте», «до свидания», «спасибо большое». То есть они усваивают правила формальной вежливости и начинают их активно использовать.

Если вас спрашивают или начинают упрекать в том, что ваш «такой большой» ребенок недостаточно вежливый – спокойно отвечайте, что он еще пока учится правилам вежливости. Не нужно принуждать ребенка обязательно поздороваться со взрослым, который сделал такое замечание. Это не будет способствовать развитию навыков вежливости. Наоборот, может создать дополнительные проблемы – ребенок будет еще больше стараться спрятаться от людей. Мало того что и так трудно и непонятно как, так еще и мама сердится… Очень грустно и хочется, чтобы этого не было.

 


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика