Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

1

Ребёнок - ябеда

Принято считать, что любой человек, который рассказывает третьему лицу о том, как его обидели – ябеда. Такое представление сильно искажает изначальный смысл слова ябеда. 

Ябедничество - это клевета, то есть искаженная в пользу ябедника информация. Если маленький ребенок (дошкольник или младший школьник) жалуется учителю на то, что сосед отобрал у него  карандаши, то он ябедой или ябедником не является. Он не привирает и не преувеличивает вину отобравшего карандаши, а просто не может разобраться с этим сам и просит взрослого помочь уладить конфликт.

Ребенок, который пришел жаловаться педагогу на то, что в классе в отсутствие  учителя все  балуются и никто не делает задание тоже не ябеда -  он пришел за помощью. У него нет намерения сделать так, чтобы других детей наказали. Он хочет, чтобы взрослый вернулся и взял ситуацию под контроль – повторил задание и присмотрел за тем, чтобы оно выполнялось.

Старший ребенок, который пришел жаловаться на то, что младший мешает ему играть, тоже не ябеда. Он просто  нуждается в том, чтобы родители организовали совместную игру детей так, чтобы обоим было хорошо.

Обращение к взрослому за помощью - это здоровая, нормальная реакция ребенка, попавшего в трудную ситуацию.  Негативную окраску этому обращению придают сами взрослые, когда в ответ на сообщение ребенка наказывают одного из детей или всех вместе, не разбираясь. Мало того, что это наказание не учит детей конструктивно решать конфликты, так оно еще больше обостряет отношения между ними. В восприятии нашалившего ребенка, обратившийся за помощью сверстник становится главным злодеем.  Ведь если бы не он, наказания не было бы. А ребенок, рассказавший взрослому о затруднении, вообще оказывается в незавидном положении - ему и не помогли решить текущую ситуацию и создали дополнительные проблемы в общении со сверстниками.

Так получаются маленькие изгои, которых обзывают ябедами. Изначально эти дети хотели лишь одного – чтобы взрослые помогли им разобраться и уладить конфликт. Когда взрослый наказывает обидчиков ребенка, он не помогает ему улучшить отношения со сверстниками, а только обостряет существующие проблемы. Обидчики злятся на пожаловавшегося из-за постигшего их наказания и вновь обижают его. Ребенок снова жалуется и все повторяется по кругу. В итоге ребенок становится изгоем – никто не хочет с ним дружить. И тогда он может начать жаловаться с искажением информации, чтобы обидчикам посильнее досталось. Делают так дети, когда уже отчаялись наладить нормальные отношения, когда им так и не помог ни один взрослый.

Ответственность за такое отношение сверстников к жалующемуся ребенку лежит на взрослом, который неправильно реагирует на сообщения о нарушении порядка. Любой взрослый, будь то педагог или родитель, несет ответственность за то, как себя ведут дети не только тогда, когда он присутствует рядом, но и тогда, когда его нет в помещении. Очень многие дети не в состоянии удержаться от соблазна пошалить, пока взрослых нет рядом. Об этом нужно помнить и трезво взвешивать риски при оставлении детей в одиночестве.

Если конфликт произошел в ваше отсутствие и вам о нем сказал один из детей, воспримите это как информацию о том, что в одиночестве дети не справляются с задачей урегулирования отношений и нужно приложить дополнительные усилия, чтобы их этому научить. Например, можно устроить игровое занятие, в котором сказочные персонажи попадают в похожую ситуацию конфликта интересов.Обучение ребенка навыкам общения и решения конфликтов в игровой форме гораздо эффективнее, чем просто устные наставления.

С обиженным ребенком, пришедшим к вам жаловаться нужно обязательно поговорить и обсудить варианты развития событий. Необходимо поговорить и о том, как бы он мог помочь  сам себе, что можно было бы сказать и  как можно было бы договориться. Пожалейте ребёнка если нужно, посочувствуйте. А потом подавите в себе порыв срочно наказать обидчиков и навести порядок. Лучше принимайтесь за обдумывание плана игры на заданную тему. Так можно заниматься воспитанием детей и дома, и в садике, и в школе. Этот подход будет работать и с привычно жалующимися детьми и с теми, кто пока просто  обращается за помощью, надеясь на участие взрослого.


Автор:
Горбачева Юлия Евгеньевна
Психолог
Яндекс.Метрика