Вам знакома ситуация, когда Ваш годовалый малыш разбрасывает игрушки, вынимает содержимое всех ящиков и шкафчиков, до которых может добраться, рассыпает крупу на кухне, лезет в розетки, включает и выключает компьютер, стучит по зеркалу или стеклянной дверце деревянным молоточком… И не понимает слово «нельзя». Вы ему что-то запрещаете, а он смотрит на вас и продолжает делать то, что делал. Вы чувствуете себя не в силах изменить ситуацию и постепенно начинаете сердиться. Не помогают ни уговоры, ни грозные крики, ни отвлекающие действия... Ничего. Ребенок снова возвращается к своему занятию. Что же делать?
Ответ очень прост. Нужно убрать все опасные и хрупкие предметы из зоны досягаемости ребенка. Даже если поначалу это кажется невозможным (например, трудно пристроить системный блок компьютера, или непонятно, что делать со стеклянной дверью). Так вы сбережете психику ребенка и свои нервы. Почему только так? Потому что ребенку в годовалом возрасте объяснить, почему нельзя бить по зеркалу, еще не возможно – ребенок вас еще просто не поймет. У него не хватит еще возможностей мозга. И это нормально. А высокий познавательный интерес к любым вещам - опасным и безопасным (например, шуршащие пакеты - относительно безопасный предмет) - тоже нормальное и очень хорошее явление. Оно показывает, что мозг вашего малыша очень хорошо развивается, и со временем ребенок заинтересуется не только пакетами, но и буквами с цифрами. Просто всему свое время.
Очень важно сохранить этот познавательный интерес, чтобы малышу было легко и приятно учиться. Поэтому задача взрослого человека, находящегося рядом с ребенком, обеспечивать ему такую окружающую среду, в которой он сможет безопасно исследовать все, что попадается ему на пути.
Слово «нельзя» стоит использовать только в действительно опасных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни ребенка, и которые вы не в силах изменить. Например, нельзя бегать через дорогу. Это опасно. И поэтому до парка надо идти, держась за руку, или ехать в коляске.