Новорожденного ребенка пеленать нужно часто. 17–20 раз в сутки он мочится, 3–4 раза у него бывает стул. Малышей пеленают на первом и даже втором месяце жизни.
Для впитывания выделений детей грудного возраста предназначены подгузники. Раньше их изготавливали из гигроскопичного материала, легко впитывающего влагу, — марли. Теперь мамы всё чаще используют одноразовые подгузники, которые необходимо менять несколько раз в день, как правило, после каждого акта дефекации. В отличие от взрослого, у ребенка кожа имеет очень тонкий слой защитного эпителия, в связи с чем легко травмируется и воспаляется. Поэтому при каждом пеленании новорожденного проводите ему текущий туалет. Если вы используете одноразовые подгузники, ребенок не нуждается в подмывании после каждого мочеиспускания, потому что моча быстро впитывается в подгузник и не раздражает кожу.
Пеленают ребенка так: на ровной поверхности расстилают тонкое одеяло или большую фланелевую пеленку, сверху кладут тонкую пеленку и подгузник (или еще одну тонкую пеленку, сложенную в 4 раза треугольником). На эти пеленки укладывают младенца, одетого в 2 распашонки: нижнюю тонкую швами наружу, поверх нее — плотную, разрезом вперед. Подмышки ребенка находятся на уровне верхнего края большой пеленки, а поясница касается развернутого подгузника. Нижний угол подгузника заводится между ножек ребенка, прикрывается на животе левым углом, а затем правым. Далее ребенок заворачивается в пеленку: сначала левой ее стороной, затем правой. Нижний край пеленки разворачивается, перегибается вперед и вверх, а боковые концы заправляются за спину. Руки остаются свободными.
В первые месяцы жизни полезно широкое пеленание, когда поверх подгузника накладывается еще одна пеленка, сложенная в 8 раз прямоугольником. Его цель — не давать смыкаться бедрам ребенка. Небольшое разведение бедер полезно для профилактики врожденного вывиха бедра, так как при этом создаются благоприятные условия для окончательного формирования тазобедренных суставов.
Смена пеленок и подгузников — это не только необходимая гигиеническая процедура, но и момент очень тесного общения мамы с малышом. Современные женщины, благодаря достижениям цивилизации, проводят гораздо меньше времени со своими детьми, чем их мамы и бабушки. Если в прежние времена контакт женщины с ребенком был почти постоянным, т. к. те же пеленки приходилось менять довольно часто, то теперь, когда подгузники меняют раза три в день, контакт мамы с ребенком заметно сокращается. Поэтому, отдавая предпочтение одноразовым подгузникам, старайтесь в других ситуациях побольше общаться с малышом; например, не забывайте перед каждым кормлением распеленать его, положить голеньким на живот, погладить по спинке.
(из книги «Мать и дитя» В.Н. Жука, 1906 г.)
Для пеленания употребляется свивальник, нечто вроде широкого бинта (у простонародья узкая тесьма или кромка, что еще хуже), которым поверх пеленок туго обматывали всего ребенка, начиная от груди до лодыжек, причем ручки прижимаются к бокам и ножки связываются вместе. Завернутый в виде мумии, ребенок лишен всякой возможности двигать членами, которые от неловкого положения и давления немеют; сдавливание груди и живота мешает правильному кровообращению… Горячешная рубашка на умалишенном в припадке бешенства оскорбляет наше человеческое достоинство, но мы совершенно равнодушно смотрим на страдания беззащитного младенца, связанного по руками ногам, громко протестующего против этого насилия. Большинство матерей с безжалостной суровостью исполняют эту операцию, по преданию убежденные в необходимости ее: ведь и их в былое время точно также скручивали.
Дитя инстинктивно требует движения, его мышцы скучают без дела; оставьте его на свободе и вы увидите, что оно ни минуты не проведет спокойно, вечно копошится: то ручонками болтает, то разгибает и сгибает ножки, то наконец, пробует ступню или кулак запихать в рот, желая, таким путем, поближе познакомиться с ними. Лишая свободы движений, вы задерживаете развитие и рост ребенка, ослабляете его члены, не доставляя им в то же время возможности упражняться и окрепнуть.
Надо иметь много твердости, чтобы защитить своего ребенка от этого непрошенного насилия. Вы жалуетесь доктору, надеясь в нем найти поддержку, но услышите только обычное в таких случаях изречение: «Да, не следует слишком стягивать ребенка». Акушерка или старая родственница торжествует, она берет вашу руку и подсовывает под свивальник; вы, действительно, не чувствуете сильного сжатия, а между тем, у малютки личико сине-багрового цвета, глаза налиты кровью, он кричит, надрывается и по временам, как рыба хвостом, бьет связанными ножками. Вы сознаете, что дело тут не совсем ладно, но не находите возражений на приводимые вам доводы, а взгляд противницы такой насмешливый, так и говорит: «Все это только в книгах пишется, мы же, люди опыта, больше вас знаем: присмотритесь лучше, потом и сами также будете делать».
В пеленании видели только средство поскорее отделаться от ребенка, поменьше тратить на него времени, а потому великий гигиенист прошлого столетия Франк требует, чтобы медицинская полиция смотрела за тем, чтобы детей не пеленали, и советует объяснять новобрачным вред пеленания.Известный философ Кант, для большей наглядности, советует даже самим произвести этот опыт: спеленать взрослого человека и тогда посмотреть, с какою злобою он будет вспоминать об этом.