Что такое звуки? - За окном метель,
Что такое звуки? - За окном капель.
Это струны ливня, это первый гром.
Звуки, звуки, звуки – да они кругом!
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у малыша живой интерес и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук?
Все это малыш узнает, если вы с ним начнете экспериментировать.
Как рождается звук?
Для начала, расскажите малышу, как рождается звук во время колебания.
Вам понадобится: пластмассовая, деревянная или металлическая линейка, стол.
Попросите малыша одной рукой прижать кончик линейки к краю стола, другой рукой оттянуть вниз и отпустить свободный конец. Линейка начинает дребезжать. Попробуйте сделать свободный конец линейки длиннее, а затем укоротить его. Оттягивайте свободный конец с разной силой и слушайте, как меняется звук!
Это самое главное, что нужно малышу знать при изучении звука. Звук — это колебательное движение.
«Звуковой шар»
Проведите с малышом, еще один эксперимент на вибрацию.
В прозрачный шарик положите монетку или гайку. Надуйте шарик, завяжите кончик и попросите малыша заставить гайку двигаться внутри шарика. Очень хорошо видно, точнее слышно, что чем больше и тяжелее гайка, тем ниже звук ее вращения. Чем медленнее вращается гайка, тем ниже звук.
Как мы слышим звук?
Попросите малыша закрыть глазки и отгадать, что он слышит. (Перелейте воду, порвите бумагу, включите звонок телефона). Наверняка малыш ответит безошибочно, несмотря на то, что не видел все эти предметы. Расспросите ребенка о том, что он услышал и представил в своем воображении. Расскажите, что звуки сообщают нам о том, что происходит вокруг, даже если их нельзя увидеть.
Расскажите ребенку, как мы слышим звуки. Если ребенок маленький, то можно сразу переходить к эксперименту, а если малышу 6-7 лет, вы можете более подробно рассказать о строении уха человека и затем провести опыт со звуковой волной.
Для опыта понадобится:
- глубокий противень,
- вода,
- сухая горошинка и крупный камешек.
Звуковые колебания передаются от источника к уху по воздуху (или в другой среде). Попросите малыша наполнить противень водой и, когда вода успокоится, бросьте в уголок сухую горошинку. Рассмотрите с ребенком круги, идущие по воде. Они похожи на волны негромкого звука.
Когда вода разгладится, попросите малыша бросить большой камешек с той же высоты. Круги стали больше - теперь они похожи на более громкий звук.
Наберите воды в таз, миску и попросите малыша бросить камешек или тяжелый предмет в воду. Что можно увидеть? Будто волны по воде расходятся круги. То же самое происходит со звуком: только в воздухе звуковая волна, как и воздух невидима.
Но «увидеть» звук, все же, можно.
Как «увидеть» звук?
Для эксперимента понадобится:
- банка,
- пленка,
- сахар,
- кастрюля,
- деревянная ложка.
Натяните пленку на горлышко банки.
Насыпьте сверху на пленку немного сахара.
Поднесите кастрюлю донышком к банке и попросите малыша ударять деревянной ложкой по донышку. Понаблюдайте, что происходит с крупинками сахара?
Оказывается, звуковые колебания распространяются в воздухе и передаются пленке, заставляют ее вибрировать, а значит, и двигают крупинки сахара.
Как сделать звук громче?
Расскажите малышу, что звуковые колебания распространяются не в сторону его ушей, а во всех направлениях (как круги на воде) и постепенно затухают. В конце концов, они становятся очень слабыми, и человек перестает слышать звук. Но колебания звука можно «собрать» вместе и направить в ухо.
«Поющая ложка»
Для эксперимента понадобится длинный шнурок, ложка и вилка.
Попросите малыша постучать вилкой о ложку. Послушайте и запомните вместе этот звук.
А теперь привяжите посередине шнурка ложку. Кончики шнурка привяжите к указательным пальчикам ребенка. Предложите малышу чуть-чуть наклониться вперед и заткнуть пальчиками ушки. Коснитесь вилкой ложки, которая висит. Звук, который услышит малыш, будет похож на звук колокола.
«Большие уши»
Если уши станут больше, улучшится ли слух малыша?
Для эксперимента понадобится:
- картон,
- ножницы,
- магнитофон или музыкальный центр.
Предложите ребенку вырезать себе большие новые «уши» из картона.
Совет. Придайте «ушам» такую форму, чтобы их можно было прижать к голове за настоящими ушами (лучше овальной формы).
Если вы включите негромкую музыку и попросите ребенка повернуться к ее источнику, то малыш сразу скажет, что звук стал громче!