Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

Изучаем звук

Что такое звуки? - За окном метель,

Что такое звуки? - За окном капель.

Это струны ливня, это первый  гром.

Звуки, звуки, звуки – да они кругом!

Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у малыша живой интерес и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? 

Все это малыш узнает, если вы с ним начнете экспериментировать.

Как рождается звук?

Для начала, расскажите малышу,  как рождается звук во время колебания.

Вам понадобится: пластмассовая, деревянная или металлическая  линейка, стол.

Попросите малыша одной рукой прижать кончик линейки к краю стола, другой рукой оттянуть вниз и отпустить свободный конец. Линейка начинает дребезжать. Попробуйте сделать свободный конец линейки длиннее, а затем укоротить его. Оттягивайте свободный конец с разной силой и слушайте, как меняется звук!

 Это самое главное, что нужно малышу знать при изучении звука. Звук — это колебательное движение.

«Звуковой шар»

Проведите с малышом, еще один  эксперимент  на вибрацию.

В прозрачный шарик положите монетку или гайку. Надуйте шарик, завяжите кончик и попросите малыша заставить гайку двигаться внутри шарика. Очень  хорошо видно, точнее слышно, что чем больше и тяжелее гайка, тем ниже звук ее вращения. Чем медленнее вращается гайка, тем ниже звук.

Как  мы слышим звук?

Попросите малыша закрыть глазки и отгадать, что он слышит. (Перелейте воду, порвите бумагу, включите звонок телефона). Наверняка малыш ответит безошибочно, несмотря  на то, что не видел все эти предметы. Расспросите ребенка о том, что он услышал  и представил в своем воображении. Расскажите, что звуки сообщают  нам о том, что происходит вокруг, даже если их  нельзя увидеть.

Расскажите ребенку, как мы слышим звуки. Если ребенок маленький, то можно сразу переходить к эксперименту, а если малышу 6-7 лет, вы можете более подробно рассказать о строении уха человека и затем провести опыт со звуковой волной.

Для опыта понадобится:

- глубокий противень, 

- вода, 

- сухая горошинка и крупный камешек.

Звуковые колебания передаются от источника к уху по воздуху (или в другой среде). Попросите малыша наполнить противень водой и, когда вода успокоится, бросьте в уголок сухую горошинку. Рассмотрите с ребенком круги, идущие по воде. Они похожи на волны негромкого звука.

Когда вода разгладится, попросите малыша бросить большой камешек с той же высоты. Круги стали больше - теперь они похожи на более громкий звук. 

Наберите воды в таз, миску  и попросите малыша бросить камешек или тяжелый предмет в воду.  Что можно увидеть? Будто волны по воде расходятся круги.  То же самое происходит со звуком: только в воздухе звуковая волна, как и воздух невидима.

Но «увидеть» звук, все же, можно.

Как «увидеть» звук?

Для эксперимента понадобится:

- банка,

- пленка,

- сахар,

- кастрюля,

- деревянная ложка.

Натяните пленку на горлышко банки.

Насыпьте сверху на пленку немного сахара.

Поднесите кастрюлю донышком к банке и попросите малыша ударять деревянной ложкой по донышку. Понаблюдайте, что происходит с крупинками сахара?

Оказывается, звуковые колебания распространяются в воздухе и передаются пленке, заставляют ее вибрировать, а значит, и двигают крупинки сахара.

Как сделать звук громче?

Расскажите малышу, что звуковые колебания распространяются не в сторону его ушей, а во всех направлениях (как круги на воде) и постепенно затухают. В конце концов, они становятся очень слабыми, и человек перестает слышать звук. Но колебания звука можно «собрать» вместе и направить в ухо.

«Поющая ложка»

Для эксперимента понадобится длинный шнурок, ложка и вилка.

Попросите малыша постучать вилкой о ложку. Послушайте и запомните вместе этот звук.

А теперь привяжите посередине шнурка ложку. Кончики шнурка привяжите к указательным пальчикам ребенка. Предложите малышу чуть-чуть наклониться вперед и заткнуть пальчиками ушки. Коснитесь вилкой ложки, которая висит. Звук, который услышит малыш, будет похож на звук колокола.

«Большие уши»

Если  уши станут больше, улучшится  ли слух малыша?

Для эксперимента понадобится:

- картон,

- ножницы,

- магнитофон или музыкальный центр.

 Предложите ребенку вырезать себе большие новые «уши» из картона.

Совет. Придайте «ушам» такую форму,  чтобы их можно было прижать к голове за настоящими ушами (лучше овальной формы). 

Если вы включите негромкую музыку и попросите ребенка повернуться к ее источнику, то малыш сразу скажет, что звук стал громче!


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
ВИДЕОСОВЕТЫ
Машинки и не только
Машинки и не только

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

 
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

 
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)

Ребенку исполнился год и в его жизни появляются совсем новые игрушки. Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы малыша после года когда он начинает ходить и овладевать разными предметными действиями. 


 
Что важно знать про игрушки
Что важно знать про игрушки

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе игрушек. Как выбрать те, которые обаладают максимальным развивающим эффектом? Как отличить "правильные" игрушки от "вредных"?

 
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев

Самые первые игрушки в жизни малыша. Какие игрушки необходимы в первом полугодии жизни рассказывает Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук.

 
Рефлексы новорожденного
Рефлексы новорожденного

Здоровый новорожденный обладает рядом двигательных реакций — рефлексов.  
В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения.
В этом видео показаны основные рефлексы новорожденного, которые вы сможете наблюдать самостоятельно.

 
Яндекс.Метрика