Наверняка каждый из нас замечал, что кто-то лучше запоминает стихи на слух, кому-то обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам.
Выделяют несколько методов заучивания стихотворений:
1. Визуальный метод.
Не надо путать этот метод с показом книжных иллюстраций. Это не одно и то же. Яркая картинка интересна всем детям - через зрительное восприятие ребенок получает информацию о мире, формируются наглядно-действенное, затем наглядно-образное мышление.
Визуальный метод предполагает зарисовку или картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Если у вашего малыша ведущей является зрительная память, то это ваш метод для заучивания стихотворений, развития связной речи и др.,
После того как вы провели предварительную работу, о которой мы говорили ранее (правильно выбрали стихотворение и знаете алгоритм заучивания стихов), дайте малышу установку на запоминание: «Сейчас мы будем учить этот стишок. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Начинайте читать стихотворение и зарисовывать его схематично, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой или стрелочкой.
Не беда, если вы не умеете рисовать, ведь ребенка устраивает даже самое простое - «каля-маля» содержание. Качество рисунка на продуктивность запоминания не влияет. Главное - принцип.
Затем, по «картинному плану» побуждайте малыша несколько раз воспроизвести стихотворение. Через некоторое время уберите зрительную опору.
2. Двигательный метод.
Напомним, что после проведения предварительной работы, следует обязательно дать ребенку установку на запоминание. Затем предложите малышу взять бельевую веревку (подойдет цветная бельевая резинка) и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, вы как бы «наматывайте» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип заключается в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание движением.
Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики (конфетки, детали конструктора и пр.) Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Так же можно каждую сточку стихотворения показывать движением, т.е. обыгрывать.
Например: Белая снежинка (растирать ладошки)
На ладошки села (раскрыть ладошки,
Лучики раскрыла (растопырить пальчики, собрать)
С ветром – улетела!(подуть на ладошки).
3. Слуховой метод.
Этот метод самый привычный для всех и самый распространенный. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стишок наизусть. Пусть он «настроит» ушки и включит в головке «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом опять послушает и попробует повторить. Затем он повторит самостоятельно, а за ним снова вы.
Обратите внимание, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Вы развиваете слухоречевую память и опора идет на чувство рифмы. Этот метод является оптимальным для детей с ведущим слухоречевым типом памяти. Если ваш малыш такой, то два вышеописанных способа заучивания не только не помогут, а могут помешать запоминанию стихотворения.
Разучивайте стихотворение по частям, а потом читайте все стихотворение целиком.
4. Логический метод.
К 6 годам формируется словесно-логическое мышление. Не у многих, но есть и такие, у кого ведущая - логическая память. Для ребенка с такой памятью подойдет именно этот метод.
Итак, после предварительной работы, вы читаете первые строки стихотворения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку стихотворения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Таким образом, вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть ребенок постарается вспомнить, как точно автор говорит (какими словами) об этом явлении или событии.
Если вы не знаете, какой тип памяти является ведущим у вашего ребенка, то попробуйте по очереди каждый из предложенных методов. Вы увидите, с помощью какого приема вашему ребенку легче запоминать стихи и уже точно сделаете вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. А может случиться так, что вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим.
Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Будет замечательно, если на прогулке или по дороге в детский сад вы будете декламировать выученные стихотворения. А еще, можно к каждому выученному стихотворению создавать иллюстрацию, обязательно подписывая к ней название и автора. И когда к вам придут гости или близкие эти картинки можно рассматривать вместе с ними, вспоминать и читать наизусть ранее выученные стихотворения.
Таким образом, вы сможете не только поддерживать объем памяти малыша, но и расширять его поэтический кругозор.