Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

Обучаем ребенка ориентированию в пространстве

Все предметы нашего мира существуют в пространстве.

Пространство - это расстояние, свободное место, где что-нибудь можно поместить. У человека нет специального пространственного анализатора. Восприятие пространства – это сложная ассоциация, образующаяся с помощью взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды организма.

Освоение малышом  пространства и пространственных отношений между предметами постигается в результате обучения его взрослыми – специальные игры и занятия, где объектами изучения могут стать  и комната, в которой живет малыш, и площадка во дворе, да и просто предметы, с которыми малыш играет и их положение в пространстве.

В игры на формирование пространственного ориентирования можно играть с малышом  уже в  первые месяцы жизни, когда   он уже проявляет ориентировочный рефлекс на звук («Игра с колокольчиком», «Ку-Ку» и др.) Благодаря таким играм-занятиям ребенок  расширяет поле зрения и свою двигательную активность.   Затем малыш через предметно-практическую деятельность  начнет осваивать пространственные ориентировки и направления.

Уже в два года, при нормальном речевом развитии, у ребенка появляется осознание грамматических отношений между словами, а к трем годам формируется и развитие грамматического строя речи. Именно эти новообразования  способствуют обобщению и произвольному использованию знаний о пространстве.

На первом этапе важно развивать практическое осознание схемы собственного тела ребенка: учите его  называть части своего тела, части тела у мамы, папы, игрушек. Затем, учите малыша дифференцировать представления  о том, что наверху голова, а внизу – ноги и т.д.

Предлагайте малышу игры-задания на нахождение предметов, расположенных по вертикали (так же, как прослеживание за объектом начинается с вертикального прослеживания, а рисование- с изображения вертикальных линий). Вводите в речь предлоги «на», «под».

Позже учите малыша находить предметы, расположенные в горизонтальном пространстве. Для этого играйте в игры на нахождение предметов с использованием предлогов « рядом», «около».

К трем годам жизни закрепляйте понятия о фронтальных и боковых сторонах тела у малыша, в частности правых и левых его частях (Особое внимание следует обращать на различение ребенком правой и левой сторон «на себе»). Чтобы помочь запомнить правую и левую руку и ногу, как можно чаще ребенку называйте их: «Машенька правильно держит ложку, в правой руке» или «Обуем сапожок на правую ножку», «Помаши маме правой ручкой, помаши мне левой ручкой», «Потопай правой ножкой, потопай левой ножкой», «Дотронься правой рукой, дотронься левой рукой». Можно выделить правую ручку  надев на нее яркий браслет или ниточку.

Затем знакомьте малыша с играми на ориентирование в дальнем пространстве - смело выражайте  отношения между предметами  наречиями: «далеко», «близко», «тут», «там». На прогулке всегда можно спросить: Где сигналит машина? Гудит поезд? И т.д.

Помните, что на первом этапе  очень важно сформировать у ребенка представление о схеме собственного тела. Только после этого  можно переходить ко второму этапу – формированию пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, а также внешних объектов между собой. Эффективным этот процесс станет благодаря речевому развитию ребенка.


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
ВИДЕОСОВЕТЫ
Машинки и не только
Машинки и не только

Соколова Мария Владимировна, методист центра Игры и Игрушки, кандидат психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе транспортных средств. Сколько должно быть машинок у ребенка, какие они должны быть смотрите в нашем видеоуроке.

 
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет
Необходимые игрушки для детей от 2 до 3 лет

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку на третьем году жизни. В этот период актуальными остаются игрушки и второго года жизни, но они усложняются, а также появляются новые на развитие детского экспериментирования и зарождение игры.

 
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 6 до 12 месяцев

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы ребенку в возрасте от 6 до 12 месяцев с точки зрения их развивающего эффекта.

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть вторая)

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие еще игрушки необходимы ребенку на втором году жизни: особенности вкладышей, пирамидок, начало предметной деятельности и экспериментирования

 
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)
Необходимые игрушки от 1 года до 2 лет (часть первая)

Ребенку исполнился год и в его жизни появляются совсем новые игрушки. Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том какие игрушки необходимы малыша после года когда он начинает ходить и овладевать разными предметными действиями. 


 
Что важно знать про игрушки
Что важно знать про игрушки

Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук рассказывает о том на что обратить внимание родителям при выборе игрушек. Как выбрать те, которые обаладают максимальным развивающим эффектом? Как отличить "правильные" игрушки от "вредных"?

 
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев
Необходимые игрушки для детей от 0 до 6 месяцев

Самые первые игрушки в жизни малыша. Какие игрушки необходимы в первом полугодии жизни рассказывает Елена Олеговна Смирнова, основатель и руководитель центра "Игры и игрушки" МПГГУ, профессор, доктор психологических наук.

 
Рефлексы новорожденного
Рефлексы новорожденного

Здоровый новорожденный обладает рядом двигательных реакций — рефлексов.  
В норме все рефлексы имеют свое время появления и исчезновения.
В этом видео показаны основные рефлексы новорожденного, которые вы сможете наблюдать самостоятельно.

 
Самое лучшее из нашего Магазинчика

Яндекс.Метрика