Аппликация – знакомый едва ли не каждому еще с детского сада вид творчества.
Издавна техника аппликации применялась в народном творчестве для оформления костюмов, предметов интерьера, создания картин и прочего.
Немудрено, ведь в данной технике можно создать картину любой сложности и тематики, при этом используя и соединяя совершенно различные материалы: кожу, войлок, сукно, бересту, мех, ткань, соломку, бумагу и др.
Несмотря на то, что аппликация - это именно наложение (нашивание), она может быть не только плоской, когда наложенные детали почти не возвышаются над поверхностью основы, но и объемной, когда детали, наоборот, намеренно очень выделяются (чаще всего из бумаги).
Именно поэтому неудивительно, что аппликация – это одно из наиболее любимых направлений творчества у детей дошкольного возраста. Выполняя творческую работу в данной технике, ребенок приобретает множество навыков и умений. Например, выполняя работу из бумаги, ребенок учится отрывать, сминать, скатывать, отрезать. Кроме того, бумага ведь тоже может быть очень разной - мягкая, плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая; бумага разного цвета, и с разными свойствами: самоклеющаяся, шуршащая и др. Выбирая материал, из которого будет выполняться аппликация, вы так или иначе предлагаете ребенку изучить его свойства и качества.
В целом специфика аппликации дает возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, сформировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: с начало выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь, воспитать художественный вкус.
Однако, и родителям и педагогам, приступая к выполнению аппликации вместе с детками, все же стоит понимать, что в отличие от взрослого у ребенка дошкольного возраста отсутствует предварительный замысел, так как показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенство аппликации в силу ее новизны и сложности. Это скорее своего рода игра, смысл которой для ребенка заключается в том, чтобы клеить и вырезать, а не изображать. Ребенку, в силу его возрастных особенностей скорее важен сам процесс деятельности, а не результат, который является лишь необходимостью, средством осуществления игры.
Какой же материал может пригодиться для аппликации?
Пригодится все, что вы только найдете. Бумага (цветная и белая, бархатная, самоклеящаяся и др.), газетные и журнальные вырезки, открытки, раскраски, фольга, фантики, салфетки, пластилин, краски, фломастеры, карандаши, кусочки ткани или кожи, мех, пряжа, фетр, клей, скотч, бусинки, вата, одноразовые бумажные тарелки, пуговицы, нитки, палочки от мороженого, пробки от бутылок, веточки и высушенные цветочки из гербария, крупы, мелкие макароны, опилки от карандашей и др.
А вот и несколько классных и совсем не сложных идей для создания работ-аппликаций с детьми:
- аппликации из цветной бумаги, салфеток, стикеров: «Матрешки», «Радужное настроение», «Зайка», «Динозаврики», «Разноцветная рыбка», «Букет цветов», «Море», «Ваза», «Бумажные человечки» , «Мороженое», «Тигренок».
- аппликации с использованием пластилина: «Рыбка», «Черепашка», «Моя планета».
- аппликации с использованием семечек, круп и элементов гербария: «Гусенок», «Ежик», «Подберезовик».
- аппликации с использование подручного материала: «Овечка», «Цыпленок» , «Рыбки», «Разноцветное дерево», «Пчелки».