
Из глубины веков до наших дней,
Старанием мастеров умелых,
Русь украшает чудо-Гжель
Узором синим в платьях белых.
(Светлана Ледкова)
"Земля песчаная, хлеб средственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…", - такое описание гжельской земле дают ревизоры в конце XVIII века.
Этот край известен своими глинами. И насчитывается их аж 17 различных видов. Здешние месторождения являются отличным сырьем для производства майолики, фарфора и фаянса.
В XVIII веке царь Алексей Михайлович приказал привозить гжельскую глину для аптекарских нужд: "…Во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам". А
Михаил Ломоносов писал так: "…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…"
Крестьяне гжельской волости никогда не были обременены крепостным правом и имели "вольную" от царя.
К концу XVII гжель снабжала керамикой Москву, Киев и Харьков. Выбор изделий был богатейший. Здесь начались и увенчались успехом первые поиски рецептуры фаянса.
В середине XIX века гжельские промыслы пришли в упадок, но после Октябрьской революции снова возродились.
Примечательно то, что, изначально, гжельская роспись выглядела совсем иначе. И если бы мы увидели сейчас изделия тех времён, мы бы его не узнали. Гжель была многоцветной, изделия украшались фигурками животных, людей. Сюжеты изображали жизнерадостные картины из жизни, о которой так мечтали простые крестьяне. И каждый хотел принести и украсить свой дом этим островком счастья. В то время изделия были массовыми и доступными, так что позволить купить их мог себе почти каждый.
Координальные изменения росписи произошли после глубочайшего кризиса. В 1918 году началось возрождение промысла, и оно было очень долгим, собиралось и восстанавливалось по крупицам. Так как мастеров почти не осталось.
Качество продукции было низким, а роспись художественной ценности не представляла.
Необходимо было вернуть былую славу и эстетику. Сделать это удалось только после Великой Отечественной войны. Группа сотрудников из научно-исследовательского института художественной промышленности взялись за эту работу. И трудились они над решением этой проблемы целых 10 лет, с 1945г. по 1955г. !
Делались эскизы и исследовались лучшие образцы XIII-XIX веков. После долгих изысканий было принято решение положить в основу нового стиля кобальтовую роспись по фаянсу. Роспись решено было выполнять только синим кобальтом по фаянсу с помощью обычной кисти. Впоследствии началась очень кропотливая и долгая работа по обучению мастеров этой техники письма.
Вот сюрприз! Большинство из нас уверено, что облик гжели с самых истоков был таким каким мы её привыкли видеть. Что эта роспись была рождена в самом сердце русского человека и донесена до наших дней.
С течением времени, мотивы дореволюционной гжели начали просачиваться в обновлённый стиль. Стали появляться и жанровые сценки в росписи, изделия снова начали украшать скульптурами животных и людей.
Сейчас гжель обрела былую популярность, красоту и признание во всем мире. Имеет она свой неповторимый стиль и радует нас. Несмотря на то, что новый стиль был, можно сказать, искусственно создан, в него все-таки просочились мотивы наших предков и их дух. Значит, промысел действительно живой, он наш, народный. И переживал тяжелые времена переворотов, и упадка, затем снова возрождался.
В чем же особенность и уникальность гжельской росписи?
Основные мотивы современных рисунков просты и взяты из жизни обычного человека, это то, что его окружает:
- растительная тематика (злаки, ягоды, трава, цветы, веточки),
- сюжеты ( времена года и природа),
- орнаменты.
Роспись наносится только вручную и используются краски 3-х основных цветов: синий, голубой и белый (фон изделия). После обжига получается до 20 оттенков синего.
Наносится краска мазками на заготовку, затем окунается в глазурь. Название такой техники - подглазурная роспись.
Вот какую непростую историю таит за собой каждая маленькая бело-голубая чашечка с незамысловатым рисунком.
Какую идею для творчества в технике роспись гжелью предложить ребенку?
Самая примитивная идея - это роспись тарелочки.