Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

Изучаем свойства песка

За окошком поздняя осень и любимые игры в песочнице приходится прекратить.

Но если набрать немного песка и принести его домой можно превратиться в исследователей и узнать много интересного о таком привычном песке из вашего двора.

Вам понадобится: песок сухой в миске, 2 стакана одноразовых, лупа, мелкая тарелка, сито, стакан воды, пластиковая бутылка, губка.

Приготовьте на столе все материалы и накройте большой салфеткой.

Расскажите малышу, что песок – это кусочки породы. Он получается, когда распадается камень, под воздействием воды, природных условий, ледников. Самые большие залежи песка – это пустыни и морские берега, где обычно расположены пляжи (лучше показать картинки). Если почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, почему в пустыне и на пляже мало растений. Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым и даже чёрным.

Вывод: песок создан природой.

Опыт 1.

Предложите малышу высыпать немного песка на тарелку  и рассмотреть сквозь «волшебное стеклышко» (лупу). Обратите внимание, из чего он состоит: найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются (из песчинок, они маленькие и круглые).

- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Уточните,  что песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.

- Какого они цвета? (темные и светлые)

- Рассмотрите их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие)

Вывод: песчинки могут быть разного размера и цвета.

Опыт 2.

Проверьте с малышом, действительно есть крупные и мелкие кристаллы песка? (работа с ситом)

Предложите малышу просеять песок через сито.

Обратите внимание, если через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в ёмкость и наоборот.

Уточните, что если  песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Опыт 3.

Предложите малышу понюхать песок.

- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

Возьмите 2 стаканчика  и насыпьте в них песок.

-Давайте представим, что прошёл дождик и в одну из баночек он попал. (Намочите водой песок в одном из стаканчиков).

- Каким стал песок? (влажным, мокрым)

Понюхайте мокрый песок и обратите внимание на специфический запах.

Вывод: мокрый песок имеет специфический запах.

Опыт 4.

Спросите малыша,  куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)

Попросите ребенка взять  в одну руку стакан с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой, так как  среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – вода).

Замечательно, если под рукой окажется  иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.

Вывод: сырой песок тяжелее мокрого.

 Опыт 5.

Предложите малышу взять палочку и поставить ее в стакан с сухим песком. Обратите внимание, как легко палочка вошла в песок. Тоже самое проделайте с мокрым песком - палочка проходит затруднительно. Что случилось с песчинками?

Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку и рассмотрите в лупу - песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.

Попросите ребенка  пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость: ничего не получится

Вывод: мокрый песок не сыпется, из него можно  лепить.

Слепите с ребенком  «пироги».

Опыт 6.

Проверьте, как песок пропускает воду.

Возьмите пластиковую бутылку с отрезанным дном, переверните её, вложите в горлышко кусочек губки (поролона), насыпьте песок. Под бутылку разместите ёмкость для сбора жидкости. Налейте  в бутылку воду.

- Что произошло? (вода выходит, а остается только мокрый песок)

Покажите ребенку иллюстрации колючек и кактусов в песках (они имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок).

Вывод: песок пропускает воду.

Опыт 7.

Расскажите, что  песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропускает воду, он задерживает предметы и вещества – так моря научились процеживать грязную воду через чистый песок и получается чистая вода, но не питьевая.

Предложите малышу это проверить.

Возьмите бутылку, дно отрежьте – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполните песком. Емкость с грязной водой (примесь с глиной) лучше приготовить заранее. Налейте часть воды в бутылку с песком, и ждите пока, она не просочится в песок.

Сравните!

Вода прошла через фильтр. Сравните отфильтрованную воду с грязной.

Как изменилась вода? (стала прозрачной)

Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду.


Вот сколько всего удивительного можно узнать о песке из песочницы!

Совершайте открытия вместе со своим малышом!

 


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
Яндекс.Метрика