За окошком поздняя осень и любимые игры в песочнице приходится прекратить.
Но если набрать немного песка и принести его домой можно превратиться в исследователей и узнать много интересного о таком привычном песке из вашего двора.
Вам понадобится: песок сухой в миске, 2 стакана одноразовых, лупа, мелкая тарелка, сито, стакан воды, пластиковая бутылка, губка.
Приготовьте на столе все материалы и накройте большой салфеткой.
Расскажите малышу, что песок – это кусочки породы. Он получается, когда распадается камень, под воздействием воды, природных условий, ледников. Самые большие залежи песка – это пустыни и морские берега, где обычно расположены пляжи (лучше показать картинки). Если почва состоит в основном из песка, его крупные зёрна не способны удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Это одна из причин, почему в пустыне и на пляже мало растений. Песок может быть разноцветным: коричневым, желтым, белым и даже чёрным.
Вывод: песок создан природой.
Опыт 1.
Предложите малышу высыпать немного песка на тарелку и рассмотреть сквозь «волшебное стеклышко» (лупу). Обратите внимание, из чего он состоит: найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются (из песчинок, они маленькие и круглые).
- Как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Уточните, что песок состоит из отдельных песчинок – кристаллов, которые не скреплены между собой, поэтому и рассыпаются.
- Какого они цвета? (темные и светлые)
- Рассмотрите их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие)
Вывод: песчинки могут быть разного размера и цвета.
Опыт 2.
Проверьте с малышом, действительно есть крупные и мелкие кристаллы песка? (работа с ситом)
Предложите малышу просеять песок через сито.
Обратите внимание, если через сито просеиваем песок, он сыпется из сита в ёмкость и наоборот.
Уточните, что если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Опыт 3.
Предложите малышу понюхать песок.
- Давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
Возьмите 2 стаканчика и насыпьте в них песок.
-Давайте представим, что прошёл дождик и в одну из баночек он попал. (Намочите водой песок в одном из стаканчиков).
- Каким стал песок? (влажным, мокрым)
Понюхайте мокрый песок и обратите внимание на специфический запах.
Вывод: мокрый песок имеет специфический запах.
Опыт 4.
Спросите малыша, куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками)
Попросите ребенка взять в одну руку стакан с сухим песком, а в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (Сырой, так как среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных – вода).
Замечательно, если под рукой окажется иллюстрация о дюнах, барханах, почему ветер наметает дюны – сухой песок легкий.
Вывод: сырой песок тяжелее мокрого.
Опыт 5.
Предложите малышу взять палочку и поставить ее в стакан с сухим песком. Обратите внимание, как легко палочка вошла в песок. Тоже самое проделайте с мокрым песком - палочка проходит затруднительно. Что случилось с песчинками?
Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите в тарелочку и рассмотрите в лупу - песчинки прилипли друг к другу, т.к. из мокрого песка выходит воздух.
Попросите ребенка пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость: ничего не получится
Вывод: мокрый песок не сыпется, из него можно лепить.
Слепите с ребенком «пироги».
Опыт 6.
Проверьте, как песок пропускает воду.
Возьмите пластиковую бутылку с отрезанным дном, переверните её, вложите в горлышко кусочек губки (поролона), насыпьте песок. Под бутылку разместите ёмкость для сбора жидкости. Налейте в бутылку воду.
- Что произошло? (вода выходит, а остается только мокрый песок)
Покажите ребенку иллюстрации колючек и кактусов в песках (они имеют длинные корни, т.к. влага проходит сквозь песок).
Вывод: песок пропускает воду.
Опыт 7.
Расскажите, что песок своим свойством привлёк внимание людей и тем, что, пропускает воду, он задерживает предметы и вещества – так моря научились процеживать грязную воду через чистый песок и получается чистая вода, но не питьевая.
Предложите малышу это проверить.
Возьмите бутылку, дно отрежьте – в горлышко поролон. Бутылку чуть наполните песком. Емкость с грязной водой (примесь с глиной) лучше приготовить заранее. Налейте часть воды в бутылку с песком, и ждите пока, она не просочится в песок.
Сравните!
Вода прошла через фильтр. Сравните отфильтрованную воду с грязной.
Как изменилась вода? (стала прозрачной)
Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду.
Вот сколько всего удивительного можно узнать о песке из песочницы!
Совершайте открытия вместе со своим малышом!