Под патронажем детского ортопедического института им. г.и. Турнера Минздрава РФ

Готово, теперь выберите нужный раздел в меню!

Эксперименты "Лёд и снег"

Загадка про лед

Мороз на воду опустился,
И сразу мир преобразился -
Там, где все вокруг текло,
Стало гладкое стекло.

Расскажите малышу про лед. Как он появляется? Каковы его свойства? Поможет вам в этом наш видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=aDwQaIk8Ftc 

А теперь смело открывайте свою экспериментальную лабораторию!

Вам понадобятся:

- миска со льдом,

- миска со снегом,

- два полотенца.

Для начала организуйте сюрпризный момент - в один таз наберите снега, а в другой льда  и оба таза  прикройте. Попросите ребенка опустить руки в таз, под ткань и, ощупывая содержимое, догадаться, что там. (Снег)

Раскройте содержимое, рассмотрите снег вместе с ребенком, постарайтесь подобрать как можно больше «красивых» слов о снеге. (Снег, какой? Снег - белый, холодный, пушистый, легкий, мягкий и т.д.)

То же самое  нужно проделать со льдом.

Предложите малышу стать исследователем и узнать, что общего у снега и льда и чем они друг от друга отличаются.

Опыт 1. «Что такое снег и лед?»

Попросите малыша зажать в ладошке снег.

Что происходит?

А теперь – лед.

Что происходит?

Откуда взялась вода?

Вывод. И снег, и лед тают и превращаются в воду. Снег  и лед – это вода в твердом состоянии!

Расскажите малышу, что если заморозить воду (в морозильной камере холодильника) получиться лед.

Вместе с малышом залейте водой формы или использованную коробку  из-под конфет и  заморозьте.

А вот снег получиться в холодильнике не может. Чтобы объяснить малышу, откуда берется снег и снежинки, проведите  опыт №2.

Опыт 2. «Как появляется снег?»

Возьмите трехлитровую банку, наберите около 3 см. горячей воды. На банку поставьте тарелку со снегом. И ребёнок увидит интересное природное явление. Вода, которая в банке будет подниматься вверх, охлаждается. Через какое-то время  она превратится в облако.

Расскажите ребенку, что когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. И тогда, идет дождик.  А если за окном зима, а воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки.

Вывод.  Облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок.

Опыт 3.  «Снег и лед: что прозрачное, а что нет?»

Попросите малыша закрыть глазки, а тем временем положите горсть снега на цветной картон, так, чтобы под ним не было видно картона. Лед тоже выложите на цветной картон. Спросите у малыша, на каком «коврике» лежит лед? (малыш назовет вам цвет картона) А на каком «коврике» лежит снег? Почему мы не можем определить цвет «коврика» под снегом? Потому что снег белый, он не прозрачный!

Вывод.  Снег белого цвета и  непрозрачный, а лед бесцветный и прозрачный.

Опыт 4. «Что рыхлое, а что хрупкое?»

На прогулке  предложите ребенку взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Обратите внимание малыша, что снег легко сдувается, рассыпается. Скажите, что снег – рыхлый.

Дома попробуйте спрятать в снегу мелкие фигурки. Обратите внимание, как легко фигурка погружается и исчезает в снегу. Почему? Потому что снег рыхлый.

Предложите то же самое сделать со льдом. Лучше взять для этого опыта тонкую пластинку льда - тогда малыш сразу поймет, что лед хрупкий. 

Вывод. Снег сдувается с ладошки, а лед ломается, снег рыхлый, а лед твердый и хрупкий.

Опыт 5. «Снег и его польза для растений»

Возьмите  на прогулку  две бутылки с водой одинаковой температуры.  Одну бутылку оставьте  на открытом воздухе, а вторую, сделав на ней пометку, закопайте в снег. Через несколько часов заберите бутылки домой, и сравните температуру в них.  Вода в бутылке, которая была в снегу - теплее.  Расскажите малышу, что снег защищает растения от холода, так же как и лед на реках защищает от холода рыбу.

Не отходя далеко от заданной темы - «Изучение снега и льда», мы рекомендуем  музыкально-ритмические игры: «Льдинка»«Холодные льдинки». Они  помогут малышам познакомиться с понятием – «холодный», продолжить совершенствовать  развитие тактильных ощущений, сформировать понятия «право» и «лево». 

Так же, деткам интересно будет узнать о морозных узорах, которые в зимнее время очень часто украшают  окна домов.

Расскажите о том, как они появляются и почему? А помогут вам в этом видеоролики наших специалистов. 


Автор:
Дерябкина Юлия Анатольевна
Дефектолог-логопед,музыкальный преподаватель
Яндекс.Метрика