Мороз на воду опустился,
И сразу мир преобразился -
Там, где все вокруг текло,
Стало гладкое стекло.
Расскажите малышу про лед. Как он появляется? Каковы его свойства? Поможет вам в этом наш видеоролик https://www.youtube.com/watch?v=aDwQaIk8Ftc
А теперь смело открывайте свою экспериментальную лабораторию!
Вам понадобятся:
- миска со льдом,
- миска со снегом,
- два полотенца.
Для начала организуйте сюрпризный момент - в один таз наберите снега, а в другой льда и оба таза прикройте. Попросите ребенка опустить руки в таз, под ткань и, ощупывая содержимое, догадаться, что там. (Снег)
Раскройте содержимое, рассмотрите снег вместе с ребенком, постарайтесь подобрать как можно больше «красивых» слов о снеге. (Снег, какой? Снег - белый, холодный, пушистый, легкий, мягкий и т.д.)
То же самое нужно проделать со льдом.
Предложите малышу стать исследователем и узнать, что общего у снега и льда и чем они друг от друга отличаются.
Опыт 1. «Что такое снег и лед?»
Попросите малыша зажать в ладошке снег.
Что происходит?
А теперь – лед.
Что происходит?
Откуда взялась вода?
Вывод. И снег, и лед тают и превращаются в воду. Снег и лед – это вода в твердом состоянии!
Расскажите малышу, что если заморозить воду (в морозильной камере холодильника) получиться лед.
Вместе с малышом залейте водой формы или использованную коробку из-под конфет и заморозьте.
А вот снег получиться в холодильнике не может. Чтобы объяснить малышу, откуда берется снег и снежинки, проведите опыт №2.
Опыт 2. «Как появляется снег?»
Возьмите трехлитровую банку, наберите около 3 см. горячей воды. На банку поставьте тарелку со снегом. И ребёнок увидит интересное природное явление. Вода, которая в банке будет подниматься вверх, охлаждается. Через какое-то время она превратится в облако.
Расскажите ребенку, что когда воды будет очень много в облаке, и она не сможет, под своей тяжестью оставаться в воздухе, она падает на землю. И тогда, идет дождик. А если за окном зима, а воздух зимой холодный, капельки воды замерзают и образуются снежинки.
Вывод. Облака – это вода. Зимой – вода падает на землю в виде снежинок.
Опыт 3. «Снег и лед: что прозрачное, а что нет?»
Попросите малыша закрыть глазки, а тем временем положите горсть снега на цветной картон, так, чтобы под ним не было видно картона. Лед тоже выложите на цветной картон. Спросите у малыша, на каком «коврике» лежит лед? (малыш назовет вам цвет картона) А на каком «коврике» лежит снег? Почему мы не можем определить цвет «коврика» под снегом? Потому что снег белый, он не прозрачный!
Вывод. Снег белого цвета и непрозрачный, а лед бесцветный и прозрачный.
Опыт 4. «Что рыхлое, а что хрупкое?»
На прогулке предложите ребенку взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Обратите внимание малыша, что снег легко сдувается, рассыпается. Скажите, что снег – рыхлый.
Дома попробуйте спрятать в снегу мелкие фигурки. Обратите внимание, как легко фигурка погружается и исчезает в снегу. Почему? Потому что снег рыхлый.
Предложите то же самое сделать со льдом. Лучше взять для этого опыта тонкую пластинку льда - тогда малыш сразу поймет, что лед хрупкий.
Вывод. Снег сдувается с ладошки, а лед ломается, снег рыхлый, а лед твердый и хрупкий.
Опыт 5. «Снег и его польза для растений»
Возьмите на прогулку две бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку оставьте на открытом воздухе, а вторую, сделав на ней пометку, закопайте в снег. Через несколько часов заберите бутылки домой, и сравните температуру в них. Вода в бутылке, которая была в снегу - теплее. Расскажите малышу, что снег защищает растения от холода, так же как и лед на реках защищает от холода рыбу.
Не отходя далеко от заданной темы - «Изучение снега и льда», мы рекомендуем музыкально-ритмические игры: «Льдинка», «Холодные льдинки». Они помогут малышам познакомиться с понятием – «холодный», продолжить совершенствовать развитие тактильных ощущений, сформировать понятия «право» и «лево».
Так же, деткам интересно будет узнать о морозных узорах, которые в зимнее время очень часто украшают окна домов.
Расскажите о том, как они появляются и почему? А помогут вам в этом видеоролики наших специалистов.